ИНТЕРВЬЮ: Каха Кобахидзе, директор представительства Indesit Group в России, СНГ и странах Балтии


Итальянская Indesit Company решила избавиться от импортеров-посредников. Компания будет сама поставлять свою технику в Россию, открыв сегодня для этой цели логистический центр в Липецке. Это первый подобный случай на нашем рынке, но Indesit, которая вплоть до нынешнего года называлась Merloni, не привыкать к активным действиям в России. В 1970-х компания построила первый в СССР завод по выпуску автоматических стиральных машин “Вятка”. А в 2000 г. группа первой из иностранных компаний обзавелась российским производством, купив липецкий завод холодильников “Стинол”. О том, как компания справляется с постепенно замедляющимся спросом на российском рынке, в интервью “Ведомостям” рассказал директор представительства Indesit Group в России, СНГ и странах Балтии Каха Кобахидзе.

– Зачем вам понадобился собственный логистический центр?

– Мы инвестировали в его строительство 32 млн евро и пошли на такие серьезные затраты по нескольким причинам. Во-первых, объем производимой в Липецке продукции за последние четыре года увеличился в два раза, к холодильникам добавились стиральные машины, и нам стало не хватать складских помещений. Общая площадь складов в новом центре – 55 000 кв. м, и одновременно в нем может находиться до 250 000 единиц бытовой техники. Вторая причина – в том, что российский рынок бытовой техники становится все более цивилизованным. Мы решили, что пришло время создать единого импортера. Через логистический центр в Липецке мы будем поставлять технику Indesit во все страны СНГ и Прибалтику. В России это первый случай в нашем бизнесе, когда производитель берет на себя ввоз и растаможивание всего ассортимента крупногабаритной техники. Такая доставка без посредников снизит затраты сетей и гарантирует им таможенную “чистоту” товара. Третья причина – в желании самостоятельно обслуживать наших клиентов – национальные и иностранные торговые сети. Мы хотим взять на себя все сложности, с которыми сталкиваются российские дистрибуторы. К тому же мы хотим минимум на один шаг опережать наших конкурентов. Думаю, что в ближайшие полтора года инициатива будет полностью в наших руках.

– А кого вы считаете своими основными конкурентами?

– Конкурентами мы считаем всех, кто производит технику, которая готовит, стирает и охлаждает. На рынке холодильников, объем которого в 2005 г., по нашим данным, составит 4 млн шт., лидируют брэнды Indesit, Ariston и Stinol. Их совокупная доля – больше 30%. На 2-м месте – белорусский “Атлант” с 20% рынка, после идет российская “Бирюса” – 13%, корейские Samsung и LG – по 6–7% каждый. Правда, LG, построив завод в России, сможет претендовать на 2-е место. На рынке стиральных машин объемом 4,2 млн шт. наши брэнды занимают 26–27%, правда, к концу года мы планируем увеличить эту долю до 30%. На

2-м месте – корейцы Samsung и LG, каждый с результатом около 16%.

– Получается, что корейцы догоняют?

– Корейские компании ведут очень агрессивную ценовую политику. К тому же, по нашим подсчетам, их совокупные рекламные расходы составляют $200 млн в год. Еще один козырь корейцев – четкая система дистрибуции, которую они выстроили, являясь лидерами по продажам аудиовидеотехники и мобильных телефонов. Их развитие на российском рынке можно выразить словами Цезаря “Пришел, увидел, победил”. Корейцев нельзя не уважать, за два года они оттеснили практически всех. К счастью, им не удалось достигнуть подобных результатов в наших сегментах бизнеса. В сегменте встраиваемой техники мы опять доминируем, занимая не менее 35%. Основные конкуренты здесь у нас европейцы – Bosch-Siemens и Electrolux, занимающие примерно по 15%. А вот в продажах кухонных плит 1-е место занимает белорусский “Брест” (20%), на 2-м месте – “Газмашаппарат” (брэнд “Дарина”) – 17%, наши Indesit, Ariston занимают в целом около 13%.

– Как будет развиваться производственный комплекс компании в Липецке?

– Все зависит от динамики рынка. Пока мы каждый год делаем серьезные инвестиции. С момента приобретения завода холодильников в Липецке в расширение производства было инвестировано более 15 млн евро. В 2004 г. мы открыли завод стиральных машин, инвестировав более 50 млн евро, а в этом – логистический центр. Если рост рынка, как и в последние годы, будет выражаться в двузначных цифрах, мы, несомненно, продолжим инвестировать.

– А какие проекты вы еще планируете?

– Мы точно инвестируем около 10 млн евро в расширение производства стиральных машин и холодильников. Возможно, будем производить технику других брэндов, принадлежащих нашей компании, и не исключено, что построим новый завод. Однако готовых планов по строительству завода пока нет. Кроме того, мы планируем организовать собственную сервисную службу в Москве и Петербурге. Сейчас наши инженеры контролируют деятельность сервисных партнеров. В будущем заказы на ремонт будет принимать наша собственная диспетчерская служба, а на вызовы будут выезжать наши инженеры. Инвестиции в этот проект составят несколько миллионов евро.

– Вы говорите о расширении производства, но весной конвейер завода останавливался. Это был кризис сбыта?

– Действительно, в конце апреля завод остановился, но это произошло в плановом режиме для модернизации сборочных линий. Мы подготовились к осеннему пику спроса, увеличив мощность производственных линий почти в два раза. Кроме того, мы запустили новые продукты – холодильники table-top, рассчитанные на установку в офисах, и суперузкие стиральные машины шириной 33 см. Совокупные инвестиции в модернизацию составили около 1 млн евро.

– Значит, кризиса на рынке не было?

– То, что завод был остановлен планово, не означает, что на рынке не было проблем. Во II квартале этого года в продажах бытовой техники наблюдалась определенная стагнация. Отчасти это было связано с низким сезоном для нашего бизнеса: перед летом потребители копят деньги на поездки и обустройство дач. Еще одну причину я вижу в активном развитии потребительского кредитования. За последние два года оно заметно истощило спрос: люди ускорили покупку техники с помощью кредита и обзавелись всем, чем хотели. По нашим данным, в среднем по рынку до 30% бытовой техники продается в кредит, а в национальных сетях – еще больше. Однако объективной причины, ограничивающей рост рынка, с нашей точки зрения, не было. Поэтому мы не меняли свои производственные планы. Начиная с июля месяца рынок возобновил рост, и позитивная динамика по итогам года сохранится.

– Насколько замедлился рост рынка?

– Думаю, в этом году его рост составит порядка 5–6%. Но ведь ежегодно увеличиваться на 20%, как было последние три года, рынок не может.

– Такие темпы окажутся ударом для сетей, которые в начале года делали свои бизнес-планы, основываясь на 20%-ном росте?

– Да, так делали многие. Мы тоже планировали, что рост продаж компании в этом году составит двузначную цифру. Нам помогло выполнить этот план то, что мы работаем на рынке всего СНГ и Прибалтики. На Украине рынок растет больше чем на 30%, в Казахстане – больше чем на 40%. Мы легко перенесли стагнацию спроса в России. Российские сети, заговорившие этой весной о проблемах со спросом, в основном работают в пределах страны. Исключение – “Эльдорадо”, у которой много магазинов на Украине.

– Может ли снижение роста вызвать процесс слияний на розничном рынке?

– Думаю – да. Кто-то будет уходить с рынка, какие-то международные сети – приходить. По-моему, рынок в России исходя из исторических предпосылок должен быть сконцентрирован.

– В прошлом году ваша компания сменила имя, превратившись из Merloni Elettrodomestici в Indesit. Почему было принято такое решение?

– Мы люди прагматичные, наш самый распространенный европейский брэнд – Indesit – требовал дополнительной поддержки, и мы переименовали компанию. Это должно способствовать большей капитализации брэнда. Уже прошел год, и мы не ощутили какого-либо негатива от переименования.

– Не связан ли ребрэндинг с уменьшением роли основателя компании Витторио Мерлони?

– Ни в коем случае, владельцами компании остаются те же самые люди, и они участвуют в оперативном управлении компанией в той же степени, что и до ребрэндинга.

– Какой ценовой сегмент российского рынка бытовой техники, по вашему мнению, в ближайшее время будет развиваться наиболее активно?

– У 97–98% жителей России есть холодильники, практически у всех – плиты, и только у 40% – стиральные машины. Поэтому расти будут первичный рынок стиральных машин и вторичный рынок холодильников и плит. Это значит, что в большей степени будет расти средняя ценовая ниша: люди будут менять свою технику на более совершенную.

Высокий сегмент тоже развивается, но умеренно. Количество людей, живущих на Рублево-Успенском шоссе и посещающих бутики, ограниченно. Однако нишевые проекты в этой области имеют право на жизнь. Мы рассматриваем возможность в 2006 или 2007 г. вывести на российский рынок принадлежащий нам традиционный французский брэнд встроенной техники и кухонь Sholtes. Это будет ограниченная дистрибуция, отдельная маркетинговая политика. Низкий ценовой сегмент будет развиваться, пока проникновение всех продуктов не приблизится к 80%.

– Есть общее мнение, что рынок бытовой техники в Западной Европе стагнирует. Не выросла ли в связи с этим доля российских продаж в общем обороте группы Indesit?

– На СНГ приходится порядка 15–20% общего товарооборота группы. Я не соглашусь с тем, что только у нас жизнь кипит. В последние два года английский рынок, самый старый из всех, рос на 5–6% в год. Также очень активно растут страны Восточной Европы. При этом надо учитывать, что в одной Великобритании продается столько же техники, сколько во всех странах бывшего СССР.

– Планируете ли вы покупать или строить завод в других регионах России кроме Липецка?

– Мы посчитали, что правильнее будет иметь индустриальную зону в одном месте. И пока не жалеем, что пошли по этому пути.