ВЕКТОР


Хороша ложка к обеду

“Российские железные дороги” впервые за свою историю решили избавиться от всего балласта. Монополия провела ревизию. И приготовила для продажи почти 25 000 вагонов, которые требуют ремонта, а ей самой не нужны. Самые серьезные наименования: 9766 крытых вагонов, 4693 минераловоза, 2415 цистерн и 2763 зерновоза. Все 1977–1991 гг. постройки.

Но ажиотажа не получилось. “Столько лет мы просили у РЖД продать нам платформы в любом состоянии, и нам отказывали, а теперь они никому не нужны”, – смеется один из транспортников. Перевозчики давно обзавелись собственным парком. Резко поменяли стратегию и теперь заказывают преимущественно новые вагоны. Причем от старых сами пытаются избавиться. Минераловозы из парка РЖД уже не нужны, говорят в “Уралкалии”, крупнейшем операторе таких вагонов. Своего парка хватает, подтверждают в “Балтике”, имеющей самый большой в стране парк крытых вагонов.

Еще в 2003 г. даже неотремонтированные цистерны пошли бы на ура, добавляют эксперты. Но за прошлый год нефтяники и нефтеперевозчики и так серьезно укрупнили составы. А с начала года перевозки нефти только падают – экспортные пошлины слишком сильно ударили по экспорту. Поэтому нефтяники развернули грузопотоки на трубу и свои НПЗ. И только с экспорта, по оценке журнала “Промышленные грузы”, железные дороги потеряли 13,2 млн т нефти, или 39,3% своих объемов по итогам января – августа. Так что предложение по цистернам намного превышает спрос. Цены на них снижаются, и любой состав можно купить с серьезной рассрочкой, о чем два года назад мечтать никто не мог. Так что РЖД немного припозднились, резюмируют эксперты.

Показательная порка

Антимонопольное ведомство продолжает бороться за чистоту рекламы на банковском рынке. Приструнив с помощью ЦБ банки, декларировавшие заниженные ставки по потребкредитам, ФАС взялась за обменники. В сентябре антимонопольщики совместно с сотрудниками МВД устроили рейд по 90 столичным обменным пунктам – первую массовую проверку соблюдения законов о рекламе и о конкуренции на этом рынке. Каждый 10-й обменник был уличен в распространении ложных, неточных или искаженных сведений: в частности, курсы валют на выносных щитах и табло отличались от заявленных внутри обменника или зависели от меняемой суммы, что не указывалось на вывесках. В отношении шести банков (Межтрастбанк, Регионфинансбанк, “Две столицы”, “Максима”, Европейский расчетный банк и “Холдинг-кредит”) возбуждены дела. Хотя нарушители – некрупные банки за пределами третьей сотни (их суммарные активы – около 6 млрд руб.), среди них есть и заметные игроки на рынке обмена наличной валюты.

Поэтому, как и в случае с потребкредитами, эту порку можно считать показательной. Тогда нарушения были выявлены также в нескольких банках, но публичной анафеме подвергся лидер рынка потребкредитования – банк “Русский стандарт”. ЦБ пообещал взять под особый контроль выполнение рекомендаций по раскрытию банками реальных ставок по кредитам гражданам и даже подумывает о публикации белого списка. В отношении обменников подобная идея вряд ли реализуема, однако в ФАС грозят сделать рейды по ним регулярными.

Новая монополия

Планы АФК “Система” подчинить ныне подконтрольную ей Московскую городскую телефонную сеть (МГТС) другой своей “дочке” – компании “Комстар – Объединенные ТелеСистемы” могут иметь любопытные последствия для столичного телекоммуникационного рынка. Сейчас МГТС не только крупнейший оператор фиксированной связи в столице (компания обслуживает почти 3,6 млн абонентов), но и владелец всей телефонной инфраструктуры в Москве. Любой альтернативный оператор, желающий работать на московском рынке, вынужден договариваться с МГТС о присоединении к ее сети и использовании ее оборудования. “Комстар” тоже не должен быть исключением. Хотя МГТС и доводится ему “сестринской” компанией, но антимонопольные власти зорко следят (должны следить) за тем, чтобы даже у самых приближенных к МГТС фирм не было привилегий. Эта ситуация вряд ли изменится, когда МГТС станет “дочкой” “Комстара”. Но подчиненное положение МГТС не кажется логичным аналитикам. По их мнению, за этим шагом неизбежно должен последовать второй – слияние двух компаний. Если “Система” решится на такое объединение, на свет родится новый монополист – “Комстар”, который будет избавлен от необходимости платить самому себе за использование инфраструктуры. А вот его недавние конкуренты вроде Golden Telecom продолжат платить сполна – стало быть, себестоимость их услуг автоматически окажется более высокой, чем у “Комстара”.

Как отреагируют на такую ситуацию российские монополисты, предугадать сложно. В 2001 г., когда региональные “дочки” холдинга “Связьинвест” объединялись в межрегиональные компании, тогдашний антимонопольный комитет предписал им выделить весь нерегулируемый бизнес в отдельные компании. Но впоследствии “Связьинвест” добился права не делать этого.