ИНТЕРВЬЮ: Артур Уленс, президент бельгийской стекольной компании Glaverbel


Строительный бум в Москве позволил заработать не только архитекторам и подрядчикам. Для бельгийской стекольной компании Glaverbel, входящей в японский конгломерат Asahi Glass Co., российский рынок на сегодня является наиболее привлекательным благодаря стремительному росту заказов от строительных компаний и автозаводов.

Начав свою экспансию в Россию еще в 1997 г. с покупки миноритарного пакета акций в Борском стекольном заводе (Нижегородская обл.), Glaverbel превратилась в крупнейшего в стране производителя полированного и автомобильного стекла. В этом году компания завершает процесс консолидации 100% акций Борского завода, потратив на это, по оценкам аналитиков, в общей сложности до $100 млн. Примерно столько же было вложено в реконструкцию этого завода. А в 2005 г. бельгийцы первыми из иностранных конкурентов открыли в России новый стекольный завод, потратив на проект в подмосковном Клину около 260 млн евро.

Конкуренты Glaverbel не дремлют: стекольный завод в Петербурге намерена построить Русская содовая компания, там же планирует открыть производство Северо-Западная стекольная компания, а британская Pilkington присматривается к подмосковному Раменскому. Президент Glaverbel Артур Уленс опасается, что реализация всех этих проектов приведет к резкому снижению прибылей. В интервью “Ведомостям” Уленс рассказал и о других опасностях, подстерегающих инвесторов в России.

– С кем в основном конкурирует Glaverbel в России – с отечественными производителями или импортными поставщиками?

– Местных производителей мы знаем. Качество у нас выше. Среди компаний, которые пока импортируют стекло, я бы назвал Pilkington, потому что они собираются запускать в России свою линию.

– А как же стекольные заводы в Салавате и Саратове?

– Мы продаем стекло компаниям, которые строят крупные объекты, и их основное требование – большой размер. Им необходимо иметь возможность резать стекло с наименьшими отходами. Чем больше размеры, тем меньше отходы. Второе требование, конечно, качество. Кроме того, им крайне важна точность выполнения заказов. Мы создали систему своевременной доставки и выполнения заказов. Если вам нужно стекло в 8 утра в пятницу, вы его получите ну, может быть, в 10 утра, но в пятницу вы его точно получите. Сервис, качество и размер. Я не думаю, что все компании на рынке могут похвастать таким сочетанием, поэтому мы успешны.

– А какую долю российского рынка занимает Glaverbel?

– Общее потребление стекла в России в 2004 г. составило 1,1 млн т. Учитывая, что прогноз роста потребления – 7%, в 2005 г. он достигнет примерно 1,2 млн т в год. У нас есть три линии по производству стекла, каждая мощностью около 180 000 т в год. Получается, что наша доля – примерно в районе 34%.

– Вы когда-нибудь сталкивались с претензиями со стороны антимонопольной службы России?

– Если есть правила, мы их соблюдаем. Все наши действия находятся в рамках законодательства.

– Как вы относитесь к многочисленным проектам строительства новых стекольных заводов в России?

– Конкуренция – это часть бизнеса, это нормально. Важно, что у нас есть свои сильные стороны – дистрибуционная сеть и качество. Мы на открытом рынке, в конце концов.

– Вы думаете, что рынок сможет потребить всю новую продукцию?

– Рынок растет, и место есть. Единственное, чего я не понимаю, – почему конкуренция не появилась в России раньше.

– Какое-то объяснение этому есть?

– Я не знаю, может, они боялись России. Люди боятся вещей, которых не знают, они, видимо, думали, что приходить в Россию рискованно. В коммунистические времена это была закрытая страна, и немногие рискнули прийти сюда. Мы пришли первыми, и у нас есть преимущество – хорошее управление и опыт.

– У вас большой опыт работы в разных странах. На ваш взгляд, какие в России специфические риски?

– Самый большой риск сейчас – это то, что слишком много людей одновременно увидели огромный потенциал в производстве стекла в России. Это может привести к перенасыщению рынка, и он рухнет. Прибыльность исчезнет.

– Вы не опасаетесь последних тенденций в развитии России, в первую очередь усиления влияния государства на бизнес?

– Я не вижу такой тенденции. Государство говорит, что в стратегических секторах оно не хочет зависеть от частных компаний. Это энергетика. Мы прошли через это в Европе, все энергетические компании были государственными, и только сейчас они начинают приватизироваться. Так что это не тенденция – это реальность. Я могу понять, когда правительство не хочет зависеть от других инвесторов или компаний, когда дело касается будущего страны, а оно во многом определяется энергетическим комплексом. Но это не значит, что власти хотят контролировать экономику – они хотят контролировать жизненно важные аспекты.

– А политические риски России могут серьезно повлиять на инвестиционный климат?

– Эволюция показывает, что экономика в России идет в правильном направлении. Бизнес есть бизнес, политика есть политика. Конечно, я боюсь, что ситуация может поменяться прямо завтра, но на данный момент все двигается в верном направлении.

– Как вы можете оценить уровень бюрократии в России?

– Это катастрофа. Вам нужны документы, справки, лицензии, существует куча различных инстанций. В этом отношении России есть куда стремиться. Хотя в Бельгии тоже очень развита бюрократия.

– А в налоговой системе что для вас наиболее важно?

– Это очень просто. Мы не любим платить налоги: чем они ниже, тем лучше. Конечно, это шутка. А если серьезно, все предприятия группы платят налоги в соответствии с существующим законодательством. Хотелось бы, чтобы налоговое бремя было оправданным.

– Какова стратегия Glaverbel в России?

– Она не сильно отличается от других стран. Один из важнейших факторов успеха в России – это качество. Мы продвигаем стандарты высокого качества, которые не всегда были на российском рынке.

Кроме того, это новая продукция, которой раньше здесь просто не было. В России из-за климатических условий очень важна проблема энерго- и теплосбережения. Мы производим продукцию, которая дает возможность улучшить энергосбережение, в частности стеклопакеты со стеклом со специальным энергосберегающим покрытием. Я думаю, что власти должны на уровне законодательства поощрять производство такой продукции, ведь это помогает значительно экономить электроэнергию.

– Какая индустрия потребляет больше всего стекла в России?

– Конечно строительная. Во всем мире примерно 70% от объема производства стекла потребляет строительная отрасль и 30% – автомобильная. В России доля автопроизводителей немного меньше.

– Разве железные дороги не крупный потребитель?

– В общем потреблении стекла все остальные индустрии представляют крайне маленький процент. Но в том, что касается добавочной стоимости, они очень значимы. Они требуют новых технологий, и у нас есть свои ноу-хау. Мы поставляем стекло “РЖД”.

– А как насчет производителей бытовой техники, жидкокристаллических экранов?

– В России сейчас в основном имеются только сборочные производства. А производства экранов находятся в Тайване, Корее. Поэтому пока мы этот сегмент рынка здесь не рассматриваем.

– Автопроизводители, которые пришли в Россию, не всегда довольны качеством стекла и импортируют его. С какими компаниями вы работаете?

– Я не согласен, что качество плохое. В России достаточно мощностей, чтобы поставлять стекло и местным производителям, и иностранным, к примеру Ford и Renault. Я не считаю, что оно должно импортироваться, если его уже производят в России. В мире глобальные производители автомобилей договариваются с глобальными производителями стекла. Наша компания поставляет стекло и General Motors, и DaimlerChrysler. В России мы работаем с ГАЗом, “АвтоВАЗом”, Ford.

– У Glaverbel есть собственные компании – производители сырья?

– Нет, это не наш профиль. Есть люди, которые намного лучше нас разбираются в производстве песка, соды. Для российских заводов все сырье мы закупаем в России.

– Вы уже реализовали несколько дорогостоящих проектов в России. Есть какие-то новые планы?

– Сегодня мы сначала хотим, чтобы в полную силу заработал наш новый завод в Клину, а дальше мы посмотрим. Пока конкретных планов нет.

– Когда окупятся инвестиции в Клинский и Борский заводы?

– Есть одна существенная вещь – это цена на стекло. Реальность такова, что в каждой инвестиции есть риск и конкурентная ситуация может измениться, но я оптимист. А конкретные прогнозы по окупаемости мы не разглашаем.

– Есть ли какие-нибудь преимущества у российских заводов?

– Да. Фантастические технические специалисты. В России было много ноу-хау, когда мы пришли на Борский завод. Проблема была не в технологиях, а в организации продаж и дистрибуции.

– Что изменилось в Glaverbel после вхождения в Asahi?

– Главное изменение – у нас появилось разделение на три компании: Северная Америка, Европа и Юго-Восточная Азия. Раньше мы конкурировали, а теперь нет, и это очень помогает.

– Инвестиции в Россию надо было согласовывать с начальством в Японии?

– Безусловно. Запуск любой линии по всему миру должен быть одобрен советом директоров Asahi в Японии.

– Вам лично было легко привыкнуть к азиатскому стилю управления, менталитету?

– С начальством сложно по всему миру, и нет разницы между Европой, Японией и Америкой. Все боссы – очень тяжелые люди. Именно поэтому они боссы. Ну а менталитет, конечно, отличается. Это отражается даже в языке: английская речь стремится к однозначности, а в русской и японской речи много слов и выражений, которые можно трактовать по-разному. Особенно это характерно для юридических документов. Это усложняет ситуацию. Но если мы говорим о потребителях, ценах, прибыльности – они везде одинаковые.

– Сейчас многие переносят производство в Азию ради сокращения затрат. В стекольном бизнесе такая же тенденция?

– В нашем бизнесе нужно быть близко к потребителю. Стекло нельзя перевозить на слишком большие расстояния – это очень дорого. Нет смысла переносить производства в Азию: этот шаг не окупит даже экономия на дешевой рабочей силе.

– Какие основные тенденции на рынке стекла в мире в целом?

– Важно все, что связано с экологией, экономией электроэнергии, безопасностью и комфортом. Декоративные направления, например зеркала, тоже нельзя забывать. Кроме того, безопасность в домах – крайне важный фактор, ведь существуют и вандализм, и ограбления. А стекло должно защищать.