НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Развод партнеров


Осенью этого года эксперты наперебой предсказывают скорый и неминуемый вал слияний и поглощений (калька американского термина mergers and acquisitions, или кратко M&A) в российском бизнесе. Хотя бы поэтому стоит обратить внимание на книгу “Слияния и поглощения. Российский опыт”, выпущенную специально к сентябрьской московской книжной ярмарке.

Ее автор, специалист в области корпоративного управления Александр Молотников, не пытается объять необъятное в этой модной теме. В книге три части. Первые две посвящены участникам сделок M&A и особенностям корпоративного управления, а третья представлена корпоративной прозой – недурно написанными рассказами из серии “Записки консультанта”. Кстати, их я и прочитал в первую очередь, не утруждая себя теоретическими посылами и примерами из жизни российских компаний.

Что подкупает в книге? Во-первых, умение автора ладить со сложной терминологией. Например, детально описывая отличие российских М&А от зарубежных, где сам термин неразрывно связан с акциями компаний, автор подчеркивает, что “в отечественных условиях установление контроля над компанией может и не быть связано с ценными бумагами”. Он считает, что сейчас чаще всего “под словосочетанием “слияния и поглощения” подразумевают любой способ установления контроля над компанией и ее активами, будь то приобретение акций, банкротство или покупка на торгах здания, находившегося в федеральной собственности”. Во-вторых, автор не понаслышке знает многих участников сделок М&А. “Доходит до того, что партнеры по бизнесу пугают друг друга названиями известных российских компаний, преуспевших на ниве корпоративных захватов”, – пишет автор. Среди “зачинщиков” сделок он особо выделяет финансово-промышленные группы, инвестиционные компании, владельцев и менеджеров малого и среднего бизнеса. Оказывается, по неписаным российским законам собственникам бизнеса сначала предлагают его продать (неважно, по какой цене, главное – сам факт предложения), а уже потом в случае отказа и начинаются действия, направленные на перехват управления в компании. Кстати, среди участников сделок самая “разношерстная” группа, по мнению автора, – совладельцы бизнеса, однако “всех ее фигурантов объединяет одно – они хотят избавиться от партнера по бизнесу”.

Я не удивлюсь, если в ближайшие месяцы книгу растащат по частям профессора отечественных школ бизнеса, ведь многие примеры поданы как классические case-study. И не только профессора займутся этим: по мнению автора, именно сейчас нарастает поток специалистов по M&A, “вырывающихся из стен институтов, колледжей и даже профтехучилищ”.

Для всех читателей особо подчеркну: Молотников не заглядывает в будущее. Он увлекательно описывает настоящее. Тем же, кто хочет узнать, чем закончится в России бум M&A, рекомендую еще раз прочесть бестселлер Брайана Бурроу и Джона Хельяра “Варвары у ворот. История падения RJR Nabisco” (“Олимп-Бизнес”, 2003). Там есть фраза о том, что вскоре после лихорадки M&A в американской экономике подули новые ветры и главным занятием управленцев стала финансовая реструктуризация, т. е. “наладка” приобретений, совершенных в 1980-х гг.