Лужков за Батурину не отвечает


12 сентября столичная избирательная комиссия постановила, что на выборах в городскую Думу, которые пройдут 4 декабря, кандидаты не должны отчитываться о доходах и состоянии своих супругов. Кандидат в депутаты по Преображенскому одномандатному округу холостяк Алексей Третьяков счел это решение неправильным, ведь все, что супруги нажили в браке, – это по Семейному кодексу имущество, находящееся в их совместной собственности. Федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан и московский избирательный кодекс прямо требуют, чтобы кандидаты на выборные должности обнародовали информацию о совместной собственности. Третьяков обжаловал решение комиссии в Мосгорсуде.

Наряду с прочими в Думу баллотируется и столичный мэр Юрий Лужков, который возглавляет список “Единой России”. Если бы Мосгорсуд поддержал Третьякова и потребовал от кандидатов декларировать в том числе и совместную собственность, мэру пришлось бы дать юридически однозначный ответ на интересующий многих вопрос, есть ли у него права на состояние жены, которое Forbes оценил в мае этого года в $1,3 млрд.

За последние шесть лет Лужков декларировал свои доходы дважды: в 2003 г., когда он баллотировался в мэры, и в 1999 г., когда он входил в первую тройку кандидатов “Отечества – Всей России” на выборах в Госдуму. Два года назад градоначальник сообщил, что заработал за 2002 г. 9,1 млн руб., и задекларировал несколько небольших объектов недвижимости, легковой автомобиль, вклады в банках на 4,3 млн руб. и меньше 1% акций ОАО “Манежная площадь”.

Лужков женат на Батуриной с 1991 г., и теоретически активы, которые она заработала, возглавляя многопрофильный холдинг “Интеко”, – это совместная собственность супругов. Но при одном условии: если между ними не заключено специального брачного контракта, говорит юрист Алексей Ховрачев из Московской областной коллегии адвокатов. Супруги неоднократно заявляли, что Лужков никак не участвует в бизнесе Батуриной. Представители “Интеко” неоднократно отказывались сообщить, заключен ли между ними брачный контракт. С пресс-секретарем Лужкова Сергеем Цоем вчера связаться не удалось.

Вчера Мосгорсуд рассмотрел жалобу Третьякова по существу. Представитель избиркома Дмитрий Реут заявил, что кандидат в депутаты не женат, а значит, его права не нарушены. К тому же вычленить из приобретенной за годы брака собственности совместную на практике очень сложно, добавляет Реут. По его мнению, необходимость указывать собственность, принадлежащую супругам, должна быть прямо прописана законом. А такая норма действует только для кандидатов в президенты.

Мосгорсуд с доводами избиркома согласился. У Третьякова есть право в течение пяти дней обжаловать решение в Верховном суде. Будет ли он это делать, его представитель сказать не смогла.

“Так можно ситуацию до абсурда довести и требовать сведения о собственности детей, родственников, даже бабушек”, – поддерживает судей секретарь по правовым вопросам ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Семейный и Гражданский кодексы действительно относят к совместной собственности нажитое в браке имущество независимо от того, на кого из супругов оно записано, говорит адвокат Вадим Прохоров. “Но в “избирательных” делах правоприменительная практика пошла по такому пути: указывать только ту собственность, которая записана непосредственно на кандидата”, – говорит он.

Сам Третьяков подозревает, что Мосгоризбирком пошел на поводу у “кого-то из влиятельных кандидатов”, оформивших свою собственность на жен, но оговаривается, что не имеет в виду именно Лужкова.

Политические оппоненты московского мэра вряд ли в состоянии эффектно разыграть “батуринскую карту”, считает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. “Общественное мнение об этом уже знает, все знакомы со списком Forbes, к тому же на эту тему регулярно выступает депутат [Госдумы Александр] Лебедев”, – говорит он.