ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ


На Украине проще

На статью “По течению и против” (№ 186 от 5.10.2005, стр. А4)

По поводу развития банков. У нашего банка широкая сеть партнеров по всему миру по определенному бизнесу. Так вот на Украине у нас точек обслуживания клиентов в два раза больше, чем в России. Две тысячи против одной [тысячи]. Я спрашивал у людей, почему, – говорят, существенно легче открыть точку. Только не надо приплетать сюда “оранжевых” и т. п. Точки в основном открыты давно. Не знаю правил открытия точек на Украине, но [знаю] то, что в РФ реально надо дать пожарным, СЭС и т. п. и периодически появляются новые требования. Это сдерживает рост бизнеса, а ведь точка банка – это рабочее место. Думаю, в реальном бизнесе те же проблемы.

Павел Нестеров, Москва

Инвестиционный этикет

На статью “$10,7 млрд за полгода” (№ 186 от 5.10.2005, стр. А1)

Если рассматривать государство как одну большую корпорацию под названием ОАО “Российская Федерация”, то становится понятно, что развитие такой компании за счет внутренних источников ограничено. Поэтому даже если вкладывать их максимально рационально, все равно будет существовать предел роста выручки (или ВВП). Иностранные инвестиции помогают преодолеть этот барьер. В этом смысле их можно сравнить с источниками внешнего финансирования для компании.

Сравнение государства и ОАО имеет свои пределы. В бизнесе все направлено на извлечение прибыли. Государство же должно заботиться в первую очередь не об эффективности собственных вложений, а о благосостоянии беднейших слоев населения. В этом смысле показателен механизм отбора проектов для недавно созданного инвестиционного фонда. Фонд создается для инвестирования в проекты с прогнозируемой доходностью от 4% до 11%. При доходности меньше 4% проекты могут рассматриваться как некоммерческие, т. е. как раз те, на которые должны расходоваться средства бюджета как на социальные программы. В этом смысле средства стабфонда уже начинают расходоваться, так как повышена цена отсечения нефти и президент обещал повысить расходы на социальный сектор. С доходностью выше 11%, т. е. выше курса инфляции, проекты становятся выгодными для бизнеса, и государству здесь делать нечего.

Однако расходы на проекты с доходностью ниже инфляционной не приводят к уменьшению инфляции. Поэтому увеличения только государственных расходов недостаточно для улучшения экономического положения страны. <...> Таким образом, несмотря на размер стабилизационного фонда, профицита бюджета и золотовалютных резервов, Россия не должна забывать о том, что иностранные инвестиции необходимы ей как воздух для ускорения темпов роста ВВП и уменьшения инфляции. А значит, с представителями международного инвестиционного сообщества нужно соблюдать этикет и вести себя крайне доброжелательно.

Илья Партин, аспирант, Москва

Никакого произвола

На статью “Границы произвола” (№ 182 от 29.09.2005, стр. А1, А4)

В статье взимание платы за установление границ земельных участков под жилыми домами охарактеризовано как произвол чиновников. Хотелось бы прокомментировать ситуацию.

В столице в рамках программы “Развитие земельной реформы в Москве на 2004–2006 гг.” за счет городского бюджета проводится межевание земель, занятых многоквартирными домами. Ранее жилые дома составляли единое проектировочное решение с объектами инфраструктуры, не выделяясь в отдельные участки. В конце 2004 г. с принятием Жилищного кодекса было установлено, что земельные участки под многоквартирными домами отныне находятся в долевой собственности владельцев помещений. Поэтому платить за оформление права на них собственникам квартир не надо, что и было сказано президентом во время ответов на вопросы граждан.

Несмотря на уже начатые к тому времени работы по формированию границ участков, развитие событий опередило возможности городских организаций и подрядчиков, занятых межеванием жилых территорий. В Москве десятки тысяч домов, в кварталах соседствуют жилые и нежилые, много- и малоэтажные здания, количество квартир в них разное, причем не все они в частной собственности. На вопрос о том, как в этой ситуации разграничить земли между домами, справедливо приписать им участки, не обделив никого из жителей, и не повторить печальный опыт прошедшей приватизации, федеральный закон не отвечает.

В нем говорится, что формирование земельного участка осуществляется органами власти или местного самоуправления, но не указано, за чей счет. Значит, для таких работ установлен общий порядок, когда их оплачивает заинтересованное лицо.

Однако в случае проведения межевания по плану оно оплачивается из бюджета, при этом, как верно указано редакцией, формирование границ и геодезические работы обходятся городу в сумму до 30 000 руб. за каждый участок. Для ускорения процесса в Департаменте земельных ресурсов Москвы готовятся предложения по увеличению в обозримом будущем расходов на эти цели. (Подчеркну, что 200 млн руб., упомянутые в статье, выделены на всю программу, а на межевание – лишь часть из них.) Если же владельцы квартир хотят ощутить себя собственниками земли (и нести бремя расходов) как можно быстрее, работы по межеванию будут вестись за их счет.

Виктор Дамурчиев, руководитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы