РЕСТОРАННАЯ ХРОНИКА: Галантерея и эпатаж


На Пресненском Валу, в доме 36, открылся ресторан “Бутик”, пропагандирующий сочетание зловещей эстетики Fashion TV с итальянской и японской кухней. В самом факте сближения трех этих разнокалиберных сущностей, конечно, нет ничего особенно революционного. Тем же самым в Москве занимается еще несколько дюжин ресторанов и кафе. Но никто до “Бутика” не делал это столь бесцеремонным и вызывающим образом. По степени экзальтации то, что сочинили на Пресненском Валу, можно поставить в один ряд с финальной сценой олдменовского фильма “Готовое платье”, той, где модели вышагивают по подиуму голышом.

Посетитель “Бутика” попадает в темное пространство, где трудно разобрать лицо сидящего напротив соседа, зато на стенах сверкают литеры, складывающиеся в названия модных домов – Gucci, Prada, D&G, Kenzo и множества других, придающих этому месту привкус галантерейной лавки. Слова эти проступают на стенах, как знаменитые “Мене, Текел, Фарес” на Валтасаровом пиру, при известной доле воображения вызывая в памяти тот эпизод из библейской вечности, когда Некто был взвешен на весах и найден легковесным, а царству Его был положен конец.

В принципе, такая дизайнерская идея могла бы украсить среднего пошиба биеннале современного искусства и при демоническом свете этих литер могли бы выступать кураторы с речами о том, как в XXI в. брэнды узурпировали все смыслы и как на наших глазах наступило царство пустоты.

Но не думаю, что “Бутик” на Пресненском Валу привлечет под свои своды много кураторов. Во-первых, эта идея уже была многократно высказана в самых разных формах, а во-вторых, для кураторов, занимающихся обличением язв современного мира, собираться в “Бутике” довольно-таки накладно. Средний чек там на уровне $70. И позволить себе его могут как раз те, кого совершенно не беспокоит падение нравов и исчезновение смыслов.

Правда, и с этой публикой у “Бутика” могут возникнуть проблемы.

Во-первых, там все-таки ну очень мрачно и не каждый посетитель, например, Третьяковского проезда или там ЦУМа готов выдерживать такой почти религиозный уровень пафоса в отношении одежных брэндов еще и в своем гастрономическом быту.

А во-вторых, для гастрономического быта посетителей Третьяковского проезда кухня “Бутика” несколько пресновата. Японское меню, напечатанное на папиросной бумаге, примерно такое же, как в какой-нибудь “Японе-маме”, а итальянское меню хоть обещает много разных удовольствий, но в итоге оказывается, что здесь почему-то не только все салаты готовятся с рукколой и помидорами черри, но и в качестве гарнира – неважно, к рыбе или мясу – идут все те же помидоры и та же руккола. Поэтому, когда ты за время ужина встречаешь эту парочку уже в третий раз – сначала в миксе с лобстером, потом в роли дополнения к говяжьему тартару и, наконец, как спутников чилийского сибаса, – это наполняет тебя не столько радостью узнавания, сколько оскоминой повтора, усугубленной к тому же тем обстоятельством, что чилийский сибас у повара не получился.