Все – на потребление


Прекрасная рыночная конъюнктура позволила сохранить промышленным гигантам комфортное лидерство. В вершине таблицы произошли минимальные изменения. 15 из 20 крупнейших компаний по-прежнему представляют сырьевой сектор. Гегемония “Газпрома” неоспорима. А покупка “Сибнефти” еще больше упрочит его лидерство. На одну строчку вверх поднялись “ЛУКОЙЛ” и РАО “ЕЭС России” (2-е и 3-е места соответственно). “Российские железные дороги” со 2-го места откатились на 4-е. А замыкает первую пятерку, как и в прошлом году, “ЮКОС”. В Top-20 лишь два новых имени. Впервые появившаяся в рэнкинге “Славнефть” (ее данные не консолидируются в отчетах “Сибнефти” и ТНК-BP) расположилась на 13-м месте. А “Евраз” поднялся с 21-го на 14-е место. Эти компании вытеснили из двадцатки “Роснефть” и НЛМК (21-е и 22-е места). Единственный прыжок вверх среди лидеров удался лишь “Северстали” (с 19-го на 12-е место). За счет приобретения активов американской Rouge Industries выручка комбината удвоилась.

Предприниматели уже спешат воспользоваться сменой конъюнктуры. К примеру, прошлой зимой совладелец Первоуральского новотрубного завода Зелимхан Муцоев продал контрольный пакет акций предприятия. Теперь он на паях с совладельцем АФК “Система” Владимиром Евтушенковым намерен инвестировать до $800 млн в строительство нескольких десятков торгово-развлекательных комплексов в крупнейших городах России. Партнеры рассчитывают, что уже через несколько лет стоимость нового бизнеса составит $3-5 млрд, говорит близкий к одному из партнеров источник: “Ни одно промышленное предприятие не смогло бы дать такой прирост стоимости”. У “Интерроса”, чьим основным активом является “Норильский никель”, последние несколько лет инвестиции в промышленность и сферу услуг примерно равны, говорит Бугров. Он объясняет это тем, что холдингу пришлось на первых порах вкладывать значительные средства в раскрутку своих новых проектов, таких, как строительство сети многозальных кинотеатров или ребрэндинг приобретенной Росбанком сети “Первое ОВК”.

Минувший год стал поистине золотым для российской промышленности. Цены на биржевые товары достигли невиданных высот. Так, в 2004 г. сталь подорожала на 50–70%, нефть – на треть. Это позволило российским компаниям неслыханно разбогатеть. Если в 2003 г. выручка 400 крупнейших предприятий увеличилась на 25,8% до 8,54 трлн руб., что с поправкой на инфляцию означает более чем 10%-ный реальный рост, то в 2004 г. их выручка уже составила 12 трлн руб. ($419 млрд). С учетом инфляции совокупные доходы участников рэнкинга увеличились почти на 18%, подсчитало “Эксперт-РА”.

Но потребительский бум, как червь, подтачивает позиции гигантов. По данным Росстата, в прошлом году реальные доходы населения выросли на 7,9%. Вкупе с развитием потребительского кредитования это привело к тому, что совокупная выручка непромышленных компаний увеличилась с 26% до 29,2%. Более того, именно они стали “бенефициарами” хлынувшего в Россию потока нефтедолларов. Лидерами по росту выручки в 2004 г. оказались торговые (+61,5%) и телекоммуникационные компании (+36,5%). Крупнейшая телекоммуникационная компания России “Связьинвест” заняла 11-е место в рэнкинге, а розничная сеть “Пятерочка” – 55-е.

Совокупный доход промышленных предприятий увеличился за год на 33%. Директор “Эксперт-РА” Дмитрий Гришанков связывает это с тем, что индустриальные гиганты достигли потолка мощностей. Расти дальше они могут за счет скупки конкурентов или строительства новых мощностей.

А вот розничный рынок еще далек от насыщения, считает эксперт “Центра развития” Валерий Миронов. Плотность торговых сетей по сравнению с зарубежными странами еще невелика. Доля потребительских кредитов в общем объеме кредитного портфеля банков составляет около 10%, тогда как за рубежом – примерно половину. К тому же невелик набор доступных населению инструментов сбережений, констатирует управляющий директор “Интерроса” Андрей Бугров: “Вот все и тратим на текущее потребление”.

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев называет еще одну причину замедления роста в промышленности. История с “ЮКОСом” показывает, что государство может попытаться вернуть себе приватизированные 10 лет назад крупные компании. “Яркий пример – снижение инвестиций в нефтедобычу, – говорит эксперт. – Права собственности не защищены, поэтому, хотя цены на пике, рост добычи снижается”. “Случай с “ЮКОСом” оказал самое негативное воздействие на мотивацию менеджеров и акционеров [крупных компаний]”, – соглашается Бугров.