Дума защитит маленьких


Сейчас закон “О естественных монополиях” гарантирует нефтяникам-экспортерам право доступа к двум видам транспорта – магистральному трубопроводу и “терминалам в морских портах”. Воспользоваться этим правом могут только компании, которые сами добывают нефть. И распространяется гарантия только на те объемы нефти, которые они пропорционально своей добыче сдают в трубу с учетом ее технических возможностей. Новый законопроект условия доступа не меняет, но расширяет список терминалов, которыми имеет право воспользоваться нефтяник. Для этого из закона должна исчезнуть фраза “морские порты”, что будет подразумевать право доступа ко всем терминалам.

“Мы слышали слишком много жалоб от небольших производителей, что их не пускают на железнодорожные эстакады, которые находятся в собственности или аренде их крупных конкурентов”, – говорит автор поправок – член комитета по энергетике, транспорту и связи Максим Коробов. Мелкие игроки нередко “принудительно” сдавали свою нефть на НПЗ конкурентов, причем по “бросовым” ценам, добавляет депутат. Гендиректор ассоциации независимых нефтекомпаний “АссоНефть” Елена Корзун напоминает, что в 2002 г. рынок был затоварен и небольшие нефтяники оказались отрезаны от транспортной инфраструктуры. Они продавали сырье конкурентам по 1000 руб. за тонну, при том что НДПИ составлял тогда 900 руб., а экспортные цены – более 5000 руб. Если бы поправки действовали уже тогда, члены “АссоНефти” могли бы заработать дополнительно около 15 млрд руб.

Но вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев сомневается, что частные компании согласятся допускать в свои терминалы других нефтяников. Подтверждает это и менеджер ТНК-BP, которая через Кротовку везет цистернами Siberian Light cо своих оренбургских месторождений. “Де-юре компании обязаны будут подчиниться, – замечает партнер “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. – Но де-факто они найдут повод отказать конкурентам, а у небольших нефтяников не хватит ни времени, ни ресурсов оспорить это в суде”.

Впрочем, поправки в закон уже не так актуальны, как два года назад. Трубопроводные мощности растут, а вместе с ними и экспортные пошлины. Сейчас при экспорте нефти приходится платить $179,9 за тонну, говорит эксперт Argus Олег Кирсанов. Добыча сбавляет темпы: за девять месяцев ее рост составил 2,4% против прошлогодних 9,6%. Альтернативный транспорт практически не востребован – падение экспорта на железной дороге составило почти 40%, добавляет Алексей Бондаренко из “Промышленных грузов”.