Миллиарды из ничего


Правительство твердо намерено научить российские компании отчитываться по международным бухгалтерским правилам. Внедрение международных стандартов “повысит инвестиционную привлекательность экономики”, убежден замминистра финансов Сергей Шаталов. Иностранные инвесторы пока не в состоянии оценить привлекательность большинства российских компаний: им нужна информация в понятном формате, которую можно сопоставлять с показателями компаний из других стран, объясняет другой чиновник Минфина.

Но переход на МСФО может обернуться для бизнеса неприятными налоговыми последствиями. Причина – принципиальные различия между российскими и международными стандартами учета. Первые опираются на формальности, а вторые отражают реальное положение дел, объясняет Михаил Киселев из фонда “Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности” (НСФО). Поэтому по МСФО компания должна записывать в активы все ресурсы, которые она контролирует, а не только те, на которые она обладает формальным правом собственности. А основные средства предприятия должны оцениваться в балансе по их реальной рыночной стоимости. “Это автоматически означает рост платежей по налогу на имущество”, – предупреждает Киселев. По просьбе фонда НСФО несколько десятков российских компаний сравнили стоимость своих основных средств, рассчитанную по российским и по международным стандартам. Оказалось, что по МСФО их имущество стоило бы на 100–300% дороже, чем по российской отчетности.

Чиновник Минфина подтвердил, что его ведомство в курсе проблемы. “Мы сейчас думаем, что с этим делать”, – сказал он “Ведомостям”.

Если представить, что по итогам года в бюджет поступит около 140 млрд руб., а компании переоценят имущество по максимуму, то немедленный переход на МСФО обойдется бизнесу в 560 млрд руб. ($19,8 млрд) дополнительных налоговых платежей. “На практике эта цифра будет гораздо меньше, – говорит налоговый менеджер металлургического холдинга. – Компании используют все возможные способы для того, чтобы исказить оценку своих активов”.

Правда, в этом случае российские “голубые фишки”, которые добровольно составляют отчетность по международным стандартам, окажутся в сложном положении, предупреждает замдиректора департамента бухгалтерского консалтинга ФБК Игорь Сухарев. Они будут поставлены перед выбором: либо платить возросший в несколько раз налог на имущество, либо понизить балансовую стоимость активов. “Но тогда наше финансовое положение в глазах инвесторов ухудшится”, – сокрушается налоговый менеджер металлургического холдинга. Перед налоговыми органами компании стремятся выглядеть как можно беднее и убыточнее, а перед потенциальными инвесторами – как можно богаче и благополучнее, поясняет Киселев из фонда НСФО.

“Выход один – отвязать расчет суммы налога от финансовой отчетности”, – предлагает начальник аналитического управления “Сургутнефтегаза” Михаил Цветков. Для этого достаточно прописать в НК, что налог на имущество рассчитывается не исходя из бухгалтерской стоимости, а на основе стоимости согласно правилам налогового учета, говорит Сухарев из ФБК.

“В любом случае в обозримой перспективе речь вообще не идет о том, чтобы переводить на МСФО индивидуальную отчетность компаний”, – успокаивает бизнесменов чиновник Минфина. По МСФО будет готовиться только консолидированная отчетность, а отдельные предприятия по-прежнему будут платить налог на имущество на основе РСБУ. А правительственный законопроект о консолидированной отчетности завис в Госдуме и, по словам председателя налогового подкомитета Натальи Бурыкиной, вряд ли будет принят в ближайшей перспективе.