Минфин судится с КАМАЗом


Быстрова также уверена, что спор с Минфином удастся урегулировать. Следующий год – судьбоносный для КАМАЗа, ведь 34%-ный госпакет его акций включен в план приватизации. Чиновники подумывают о том, чтобы продать этот пакет на Лондонской фондовой бирже. “Поэтому дело с Минфином решится мирно”, – считает сотрудник правительства. “Завод из года в год демонстрирует нулевую рентабельность, а общий уровень долга у него превышает $500 млн, – замечает аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко. – Погасить $150 млн он действительно не может, значит, долг будет реструктурирован”. А начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов предполагает, что это может быть сделано путем конвертации долга перед Минфином в акции КАМАЗа, как это уже делалось с долгом ЕБРР. Долг в $151 млн тянет на 27% акций КАМАЗа, а это позволило бы РФФИ накануне приватизации получить контрольный пакет акций автозавода вместо нынешних 34%, замечает Суверов.

О том, что Минфин судится с КАМАЗом, в пятницу сообщил сам автозавод. Пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова говорит, что иск министерства уже поступил в арбитражный суд Татарстана. В нем ведомство требует взыскать с КАМАЗа в бюджет 17,93 млрд японских иен (более $151 млн) по кредиту, привлеченному КамАЗом в 1997 г. Из этой суммы $97,9 млн (11,13 млрд иен) – основной долг, $32,2 млн (3,6 млрд иен) – проценты, около $6 млн – неустойка (рассчитана до 1 октября 2005 г.), остальное – различные комиссии.

Эту кредитную линию в $150 млн КАМАЗ привлек в японском Eximbank (ныне Japan Bank for International Cooperation, JBIC) для покупки у японской Kanematsu Corporation оборудования для модернизации производства двигателей до стандарта “Евро-2”. Но кредит, а с ним и поставки были заморожены в 1998 г. В 2000 г. эта задолженность была реструктурирована до 2011 г., а в 2001 г. КАМАЗ, Минфин и JBIC договорились о возобновлении финансирования по контракту за счет федерального бюджета. Сам КАМАЗ обязался оплатить государству проценты и комиссию по долгу с 2001 по 2004 г. В 2002 г. японцы возобновили поставки оборудования. В самом Минфине говорить на тему судебных разбирательства с КАМАЗом не стали, сославшись на то, что это дело ведет агент Минфина – Внешэкономбанк (ВЭБ). В ВЭБе получить комментарии не удалось.

На КАМАЗе свою вину не отрицают. “У завода не было средств для того, чтобы платить по этому долгу, и в течение последних двух лет кредит не обслуживался”, – признает источник на КАМАЗе. При этом в сообщении КАМАЗа говорится, что удовлетворение иска Минфина может отрицательно сказаться на производстве и даже привести к остановке завода.

Но КАМАЗу нечего опасаться. В пятницу стало известно о том, что премьер Михаил Фрадков своим распоряжением от 5 октября включил КАМАЗ и его “дочки” – “КАМАЗ-Дизель”, “КАМАЗ-Инструментспецмаш” и “ КАМАЗ-Металлургия” в число стратегических предприятий, в отношении которых затруднена процедура банкротства. “К перечню стратегических предприятий, которые нельзя приватизировать без указа президента, этот список не имеет отношения”, – уточняет высокопоставленный чиновник правительства. “Стратегические предприятия банкротятся по особым правилам. К примеру, для запуска банкротства их сумма долга должна превысить 500 000 руб., а не 300 000 руб.”, – поясняет юрист, работавший с КАМАЗом. К тому же правительство имеет право реструктурировать или даже списать задолженность, отмечает собеседник “Ведомостей”.