РАССЛОЕНИЕ: Богатое время, бедные люди


Материальное неравенство в России велико и пропасть между богатыми и бедными продолжает расти, несмотря на благополучную для страны внешнюю конъюнктуру. Таковы результаты исследований уровня жизни, проводимых в течение 20 переходных лет. Во второй половине 90-х гг., достигнув определенного уровня, показатели неравенства стабилизировались, но после 2000 г. по этим индикаторам отмечается устойчивая тенденция роста. По данным Росстата, в 2004 г. доходы самых богатых 10% населения превышали доходы самых бедных 10% населения почти в 15 раз.

Не вызывает сомнения и тот факт, что условия имущественного накопления в российских семьях также очень разные. По располагаемому домашнему имуществу можно судить о материальной истории семьи. Поэтому вполне правомерно, используя данные о динамике имущественного накопления в семьях различного уровня достатка, попытаться найти ответ на следующий вопрос: насколько значительны различия в жизненных стандартах при таком устойчиво высоком разрыве доходов, сохраняющемся в течение последних 10–15 лет? Полученные выводы дают возможность описать и спрогнозировать структуру потребительских запросов и потенциала семей, особенности их потребительского поведения. Именно эти вопросы волнуют сейчас частные компании, борющиеся за своего потребителя, и должны были бы волновать государственных мужей, стремящихся заручиться поддержкой населения относительно реформ в области ЖКХ, образования, медицины и решить проблему привлечения и использования денежных ресурсов населения для долгосрочных инвестиций в экономику.

Приусадебное выживание

Особый интерес связан с динамикой владения различными видами недвижимости среди российских семей в связи с тем, что сам процесс социально-экономической трансформации начался с кардинального слома прежних командно-административных (неэкономических) механизмов распределения собственности и имел целью сформировать в стране институт частной собственности.

Определенным символом эпохи перестройки стала передача большинству российских семей в пользование земельных участков, оказавшихся в дальнейшем серьезным подспорьем, а для многих и единственным источником выживания в те времена, когда предприятия и государство не платили людям. Земельный участок действительно становился спасательным кругом для большинства семей, и особенно для семей с низкими доходами. Впрочем, по данным массовых опросов населения, среди семей с низкими доходами доля тех, кто имеет земельный участок для выращивания овощей, практически не изменилась (с 1995 по 2004 г.): свой участок имеет сейчас почти каждая вторая семья с низкими доходами (таблица 1). Несмотря на нынешний рост реальных доходов среди низкодоходных семей и ослабление зависимости потребления в этих семьях от продуктов, произведенных в личном подсобном хозяйстве, пока они не могут позволить себе полностью перейти на магазинные продукты и отказаться от соответствующего производства на собственном участке (как и отказаться от других натуральных форм потребления). С другой стороны, большинство семей, уже достигнувших определенного уровня достатка, отказались от использования земельного участка в качестве домашнего огорода: в 2004 г. по сравнению с 1995 г. среди семей с доходами выше средних почти в два раза сократилось число семей, использующих свой участок для выращивания овощей. Обеспеченные семьи ориентированы на то, чтобы превратить земельный участок в место для отдыха, они инвестируют в строительство или приобретение загородного дома.

Для сравнения приведем динамику владения загородным домом (дачей). В середине 90-х гг. дом или дачу имели около 25% семей с низкими доходами. Скорее всего, это те семьи, которые имели возможность или право получить этот вид имущества ранее и не на коммерческой основе, а в качестве социального вознаграждения или помощи, а наличие этого имущества в середине 90-х отражало прежний социальный статус владельца. Со временем приобретение и содержание загородного дома требовало от владельцев все более значительных средств, и к концу 90-х по структуре семей, владеющих этим видом имущества, дача уже представляет классический пример блага, позволительного в основном для обеспеченных семей. Даже среди семей с относительно высокими доходами доля имеющих дом сократилась с 40% в 1995 г. до 30% в 2004 г. Возможно, это связано не только с недостатком денежных средств, но также с проблемой дефицита свободного времени, которое необходимо тратить на поддержание в нормальном состоянии дома и участка.

Те, кто экономит деньги

В целом же следует отметить, что наряду с благоприятными изменениями в уровне жизни большинства российских семей в течение последних лет имущественная дифференциация между семьями с низкими доходами и семьями с высокими доходами увеличилась за счет большего роста потребительской активности последних. Так, в семьях с низкими доходами в среднем уровень имущественной обеспеченности товарами длительного пользования практически не изменился. При располагаемом уровне денежных ресурсов, на котором практикуется постоянная экономия даже на покупке самых необходимых продуктов питания, эти семьи в лучшем случае могли обновить только самые необходимые предметы (например, телевизор, холодильник). В средней доходной группе только в течение последних 2–3 лет наблюдается позитивная динамика: рост доли непродовольственных потребительских расходов, качественное изменение структуры потребления, повышение имущественного статуса.

Но наиболее значительные качественные изменения в структуре потребления произошли в верхней подгруппе семей среднедоходной группы (7–8-й децили). Начиная с 2000 г. в связи с благоприятными тенденциями на рынке труда, ростом заработков эти семьи ощутили гораздо большую финансовую свободу. Рост семейных доходов позволил этим семьям повысить имущественный статус. Именно эти семьи, равно как и семьи с высокими доходами, являются сейчас самыми активными потребителями. В середине 90-х такую роскошь мог позволить себе более узкий круг семей (в основном это были семьи из 10-го доходного дециля).

Состав имущества обеспеченных семей становится все более разнообразным и за счет активного потребления новых информационных товаров и услуг, появление которых в России обусловлено динамичным развитием в последние годы информационных технологий. Распространенность благ нового времени (компьютера, доступа в Интернет, мобильного телефона, домашнего кинотеатра и т. д.) заметно растет. Если в 2000 г. сотовый телефон, компьютер, доступ к Интернету имели единицы в общероссийском масштабе, то в июле 2005 г. сотовый телефон имели около 40% респондентов, а компьютер – 14% респондентов и доступ к Интернету соответственно – 15% респондентов. В целом потребление новых информационных благ сконцентрировано в семьях с доходами выше среднего, а уже начиная с 2003 г. пользование этими благами для таких семей становится нормой (более половины семей имеют подобную практику) и связано с формированием определенного жизненного стиля (таблица 2). Новые информационные блага предоставляют потребителям качественно новую реальность: пользователи активно переходят к принципиально новым формам потребления (развитие электронной торговли и финансовых расчетов, использование электронных масс-медиа, библиотек и т. д.).

Но все эти процессы затрагивают лишь определенную часть российских семей. Другая же часть населения, причем гораздо большая, оказывается по-прежнему отделенной от этой новой реальности. Особенно это касается малообеспеченных. В группе с низкими доходами около 20% семей на начало 2005 г. даже не подозревали о существовании Интернета.

К разряду исключений можно отнести сотовый телефон, среди информационных товаров нового времени он оказывается все более доступным, но это связано прежде всего с высокой динамичностью сектора услуг сотовой связи, старающегося завоевать более массового потребителя.

Те, кто экономит время

Очевидная значительная имущественная поляризация семей указывает не только на различия в располагаемых денежных ресурсах семей, но и на различия в потребительском поведении. Образно ситуацию можно описать так: в течение рассматриваемых 10 лет для наименее обеспеченных слоев источником “хлеба” остается поддержание подсобного участка, а проблема “зрелищ” решается сеткой телевизионных передач для всей семьи. Состав имущества обеспеченных семей становится все более разнообразным, а потребительские запросы обеспеченных людей, отражающиеся и в имущественном накоплении, ориентированы на повышение их мобильности во времени и пространстве. В основном это те, кто активно и успешно работает (живет работой), проблема дефицита свободного времени для этих людей становится очень актуальной. Этим и обуславливается появление в составе домашнего имущества обеспеченных семей посудомоечной машины, моющего пылесоса, компьютера, сотового телефона, домашнего кинотеатра и т. д. Запросы этой наиболее платежеспособной части населения динамично развиваются, и рынок достаточно чутко реагирует на это, предлагая новые продукты и новые формы потребления (электронные расчеты, потребительское кредитование и т. д.).

Также важно отметить еще одну поведенческую особенность, связанную с тем, какого рода ресурсы доминируют в информационном пространстве семей разного уровня достатка (традиционные или новационные). Действительно, новые информационные блага благодаря своей интерактивности расширяют возможности пользователей, формируют навыки активного выражения собственной, в том числе гражданской, позиции, а также дают возможности быть услышанным на разных уровнях информационного пространства. Таким образом, новые информационные блага дают возможность для развития новых, более активных форм поведения и адаптации, но доступны они пока лишь для ограниченного круга лиц. Очевидно, что при ограниченных финансовых возможностях большинство российских семей, особенно малообеспеченные, обращаются к традиционным информационным каналам. А здесь основную роль играет телевидение, которое дает зрителям возможность в основном пассивного наблюдения за внешней реальностью. Подобные условия скорее способствуют консервированию традиционных, более пассивных форм поведения и адаптации.