ВЕКТОР


Лучше просто деньги

В Белгороде Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении Промэк-банка (см. статью на стр. Б6). Только в этом банке можно взять кредит на покупку автомобиля, приобретаемого в популярном в городе салоне “Автотрейд-Белогорье”. ФАС требует, чтобы партнеры исправили в договоре пункт об эксклюзивности услуг Промэк-банка. Скорее всего идти на открытый конфликт с ФАС Промэк-банк не решится, и, возможно, в белгородском автосалоне появятся и другие банки. Однако вряд ли такая конкуренция приведет к качественным изменениям рынка потребкредитования. Дело в том, что в торговых сетях и салонах банки предлагают похожие услуги, изобретать велосипед никто не собирается. А ведь именно новые продукты способны привлечь внимание граждан. Именно поэтому некоторые московские банки уже сворачивают партнерство с торговыми сетями и собираются предоставлять кредиты гражданам “просто так”, а не на покупку конкретного товара. И как только банкиры поймут, что за потенциального клиента нужно бороться не с помощью ФАС, а за счет собственных ноу-хау, рынок потребкредитов будет развиваться и улучшаться на качественном уровне.

Эстафета лояльных

“Северсталь-групп”, RTL Group и “Сургутнефтегаз” закрыли сделку по покупке REN TV. Теперь немецкому партнеру принадлежит 30% российского телеканала, а отечественным компаниям – по 35%. “Приобретение 35% в REN TV – наш первый шаг в сторону диверсификации бизнес-модели”, – приводятся в совместном пресс-релизе слова гендиректора “Сургутнефтегаза” Владимира Богданова. “Сургут” может позволить себе диверсифицироваться в любую сторону, ведь на его счетах накоплено почти $10 млрд свободных средств. Пока остальные нефтяные компании скупали активы в России и за рубежом и выкачивали деньги с помощью трансфертных цен, он просто копил деньги. Однако первая же серьезная инвестиция оказалась “мимо нефти”, зато, как считают многие эксперты рынка СМИ, на руку Кремлю. Так всегда поступал “Газпром”, собравший у себя целую коллекцию медийных активов (важный инструмент влияния на электорат!), купивший “Атомстройэкспорт” и приценивающийся к ОМЗ. Сейчас газовая монополия покупает “Сибнефть”, и этот крупнейший акт “рыночной национализации”, похоже, временно выбьет “Газпром” из процесса скупки активов государственного значения – слишком дорого она ему обойдется. Так что не исключено, что принять эту эстафету придется “Сургуту”– в стране еще много того, что полезно было бы вернуть под госконтроль. Хотя бы “в рамках диверсификации бизнес-модели”.

Adobe предупреждает

Европейское подразделение одного из крупнейших мировых производителей ПО – корпорации Adobe Systems – озаботилось проблемой пиратства в России. Корпорация подсчитала, что при том количестве копий ее продуктов, которое используется в редакциях и типографиях страны, ее российские продажи должны составлять минимум $5 млн в год. Но в действительности они “во много раз меньше”, сожалеют в Adobe. В связи с этим корпорация начала рассылать руководителям фирм, работающих с ее программами, письма, живописующие преимущества использования лицензионного продукта. В них корпорация предупреждает, что не может гарантировать качество работы контрафактных версий, попутно намекая, что доходы от продажи пиратских продуктов идут порой на неблаговидные цели вплоть до финансирования террористов. В Adobe всерьез уповают на начатую кампанию, полагая, что “очень часто приобретение нелегального ПО является следствием <...> недостаточной информированности пользователей”.

Бороться с производителями пиратских версий экономическими методами непросто – себестоимость легального ПО все равно не сравняется с ценой пиратской продукции, а жители небогатых стран покупают только то, что им по карману. Не удается полностью искоренить пиратство и с помощью силовых акций. Поэтому софтверные компании зачастую выбирают другой путь, взывая к гражданским чувствам пользователей. В этом Adobe не одинока – так же поступают и международная антипиратская ассоциация BSA, и Microsoft. Вот только эффективность подобных призывов не очевидна – во всяком случае, в России. Уровень пиратства на отечественном рынке ПО, по данным BSA, по-прежнему один из самых высоких в мире – 87%.