Автопром с молодым лицом


“Была такая шутка, что самый применяемый инструмент на “АвтоВАЗе” – кувалда. Если гайка не закручивается, рабочий, недолго думая, хлобысь по ней кувалдой – и все получилось”, – вспоминает независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук. К чему это приводило, рассказывает водитель со стажем: “У первых вазовских “десяток” при резком торможении отваливалось лобовое стекло”.

Но за последний год российские заводы впервые за долгие годы запустили в производство новые модели. В ноябре 2004 г. “АвтоВАЗ” начал выпускать модель Kalina, УАЗ недавно начал сборку UAZ Patriot, “ИжАвто” прекратил выпуск устаревших “Оды” и “Фабулы”, чтобы сосредоточиться на производстве Kia Spectra.

Поставив на конвейер эти модели, автозаводы изменили и подход к их производству. “Северсталь-Авто” вчера заявила, что специально под производство Patriot УАЗ наберет 400 новых работников, которые пройдут специальный курс обучения. Это при том, что недавно компания объявила о сокращении штата УАЗа на 10%. “Сокращать мы будем в основном управленческий персонал, а нанимать – молодежь на конвейер”, – поясняет представитель “Северсталь-Авто”. Набор новичков, по его словам, связан с расширением производства УАЗа и недостаточной для выпуска Patriot квалификацией рабочих, собирающих традиционную продукцию завода.

По такому же пути пошел и “АвтоВАЗ”. Из 1609 человек, собирающих Kalina, подавляющее число – новички, утверждают источники, близкие к заводу. “Если уж производство расширяется, то легче набрать и обучить новых людей. Тем более что рабочие, выпускающие ту же “десятку”, не могут выпускать Kalina. При ее производстве используются совершенно другие технологии”, – поясняет один из консультантов “АвтоВАЗа”. Представитель автозавода отмечает, что для Kalina предприятие набирало в основном людей до 35 лет с образованием не ниже среднего специального. “Все они прошли обучение в учебном центре “АвтоВАЗа”, а затем стажировку в СП “GM-АвтоВАЗ”, – говорит он.

Только “ИжАвто” не решился расстаться со старыми сотрудниками. “95% работников на конвейере по сборке KIA Spectra прошли процедуру обучения и переобучения. Из них 50 человек – в Корее, а специалисты по окраске – на предприятиях КСС и Henkel в Германии и Турции. Вернувшись, они передали полученные навыки своим коллегам и подчиненным”, – рассказывает представитель “ИжАвто”. Во сколько обошлось обучение рабочих, заводы не раскрывают. Представитель “Северсталь-Авто” лишь отметил, что с начала года его компания на переобучение 500 рабочих для производства Patriot потратила 1,5 млн руб. А по оценке партнера хедхантинговой компании RosExpert Анны Кофф, инвестиции в обучение одного работника в автопроме могут доходить до $200–300.

Эти траты с лихвой окупятся, уверены эксперты. Ведь без улучшения качества сборки российским автозаводам не выжить в борьбе с иностранцами, уверена аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Повысить качество, а значит, и прибыльность бизнеса могут только заново обученные работники”, – уверен один из консультантов “АвтоВАЗа”.

Дилеры “АвтоВАЗа” уже заметили эффект от смены персонала. “Калина”, которую “АвтоВАЗ” показывал за год до начала сборки, и сегодняшняя серийная “Калина” – это небо и земля”, – заверил сотрудник крупного дилера. Качество сборки “Калины” действительно лучше, чем “десяток”, семейства “Самара” и “классики”, говорит руководитель направления отечественных автомобилей московского дилера “Автомир” Игорь Короливец.

Впрочем, ни “АвтоВАЗ”, ни УАЗ не открыли Америки. Первыми вливать свежую кровь в отечественный автопром начали Ford и Renault. По словам представителя Renault Ванессы Леви, “Автофрамос” под Logan набрал молодых людей: средний возраст рабочих – 32 года. Они проходят обучение в Школе мастерства завода, говорит Леви. Сейчас таких работников 500, а к концу следующего года будет уже 2000. “В 1999 г. мы провели жесткий отбор сотрудников, 20 из которых потом прошли стажировку на заводах Ford в Европе и США”, – вспоминает представитель Ford Екатерина Кулиненко. Они потом обучали остальных и постепенно доросли до менеджеров, отмечает она. Кроме того, Ford организовал на базе сельскохозяйственного ПТУ во Всеволожске собственный колледж, где готовит себе рабочих. “Для нас было принципиально не брать людей с опытом работы в российских автоконцернах. Легче научить новых, чем переквалифицировать людей с [плохим] опытом”, – отмечает она.