“АвтоВАЗ” взялся за старое


“АвтоВАЗ”, продажи которого лихорадило весной, наконец выбрался из кризиса. По итогам января – сентября 2005 г. завод продал на внутреннем рынке около 473 500 машин, что всего на 1% меньше результата за аналогичный период прошлого года (около 477 700). Непрекращающийся рост спроса позволил менеджерам “АвтоВАЗа” вновь вспомнить о возможности повысить цены на заводскую продукцию. Как сообщил “Ведомостям” представитель автозавода, в ближайшие дни выйдет приказ о повышении рекомендованных розничных цен. Насколько вырастут цены, он не сообщил. Но сразу несколько дилеров рассказали “Ведомостям”, что отпускные цены на весь модельный ряд были повышены в среднем на 500 руб. (0,2–0,3%), а на LADA Kalina – на 2000 руб. (около 0,8%). Предыдущее повышение цен прошло 1 сентября, когда цены повысились на 0,5–1%. Дилеры рассказали, что на прошлой неделе автозавод отменил также скидку на “десятку”, которая действовала с начала лета и составляла от 4000 до 8000 руб. Аналитик ОФГ Елена Сахнова напоминает, что “АвтоВАЗ” не повышал отпускные цены с февраля 2005 г.

По словам директора по маркетингу “Ростокино-Лада” Сергея Сорокина, сейчас у дилеров наблюдается дефицит вазовских машин на торговых площадках. По оценкам нескольких дилеров “АвтоВАЗа”, совокупные запасы российских дилеров не превышают 20 000 автомобилей, что в два раза меньше нормы. Впрочем, представитель “АвтоВАЗа” говорит, что сейчас у дилеров около 35 000 машин. Весной этого года ситуация была обратной – у дилеров скопилось до 80 000 автомобилей.

В I квартале завод снизил продажи на 9,7% по сравнению с I кварталом 2004 г. – до 165 688 автомобилей. Из-за снижения спроса завод сократил субботнюю смену и дважды сокращал план производства на 2005 г. – сначала с 730 000 до 700 000 автомобилей, а затем до 694 000–696 000 автомобилей.

Представитель автозавода говорит, что в сентябре продажи превысили сентябрьские

2004 г. на 16,5%. Сотрудник московской дилерской компании “Элекс-Полюс” говорит, что обычно самый высокий спрос на “ВАЗы” наблюдается в марте – апреле. А в сентябре и октябре идет снижение спроса. “В этом году спрос в сентябре – октябре остается на уровне летних месяцев”, – констатирует он. По его словам, хорошие осенние продажи объясняются отложенным спросом.

Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу и PR группы компаний “Рольф”, предположил, что кроме отложенного спроса на объемах продаж “АвтоВАЗа” могло сказаться снижение уверенности потребителей в своих доходах из-за высокой инфляции. По его словам, часть покупателей из-за этого могла предпочесть вазовскую машину иномарке в кредит. Впрочем, продажи иномарок тоже растут. За девять месяцев 2005 г. они увеличились на 62%, хотя темпы роста рынка замедлились, отмечает Тараканов.