ЦИНИЗМ: Аморальная сделка


Объявленная покупка “Газпромом” нефтяной компании “Сибнефть” отдает в руки государства треть нефти, добываемой сегодня на территории России, и значительную долю перерабатывающих мощностей. Многие аналитики уже успели воспеть ее как возвращение государством своих утраченных активов и господствующих высот в энергетическом секторе. Считаю, что оптимизм провластных СМИ и экспертов по поводу “сделки века” необоснован прежде всего по морально-этическим соображениям.

Безусловно, сделка законна как финансовая транзакция по покупке контролируемой государством корпорацией ценных бумаг частной компании. Но как элемент государственной политики она глубоко аморальна и посылает чудовищный по своему цинизму сигнал о подлинных приоритетах власти.

По сути, государство за $13,1 млрд “выкупило обратно” компанию, которая девять лет назад была продана олигарху за смешную сумму в $100 млн в качестве вознаграждения за финансирование предвыборной кампании Бориса Ельцина. Лицемерие сделки особенно очевидно на фоне громких “социальных инициатив” власти. Выплаченные Роману Абрамовичу отступные в четыре с лишним раза больше недавно объявленного президентского национального проекта стоимостью в $4 млрд. На этом фоне правительству будет непросто объяснить врачам и учителям, почему их совокупный вклад в развитие страны оценен меньше скромных усилий небольшой группы частных лиц во главе с Романом Абрамовичем.

Власть не только не смогла сбить цену покупки (первоначально ожидалось, что покупка обойдется “Газпрому” в $7–8 млрд), но не воспрепятствовала предпродажной декапитализации компании (выплате дивидендов узкому кругу акционеров и изъятию таким образом нераспределенной прибыли) в размере $2 млрд. Не говоря уже о том, что добыча на наиболее эффективных месторождениях “Сибнефти” сегодня стремительно падает вследствие их хищнической эксплуатации, а ввод новых мощностей потребует дополнительных масштабных инвестиций.

Ни в одном современном демократическом обществе представители олигархии не могут рассчитывать на получение за семь лет прибыли, в 100 раз превышающей первоначальные вложения. У нас же продолжает работать запущенный залоговыми аукционами середины 90-х “вечный двигатель” извлечения сверхприбыли из бывших государственных добывающих компаний. Его КПД чрезвычайно высок для нынешнего альянса бюрократии и олигархии и низок для большинства населения нашей страны. Сверхприбыли олигархов никогда не были результатом только рекордных объемов добычи углеводородов. Они стали следствием так называемой реструктуризации и выведения непрофильных активов: всю социальную инфраструктуру, созданную когда-то для обслуживания нефтегазодобывающей и перерабатывающей отрасли, новые частные компании сбросили с себя как ярмо и повесили на муниципальные власти.

Российский народ на этой сделке потерял миллиарды долларов, так необходимых для финансирования образования, здравоохранения и других национальных проектов. Даже в далеких от демократии ближневосточных нефтяных монархиях значительная часть средств, получаемых от экспорта нефти, идет на социальные проекты и в фонды будущих поколений.

Еще до “сделки века” представители правительства признались в том, что отток капиталов за границу в 2005 г. может составить $10 млрд. Теперь эту сумму можно смело удвоить. Понятно, что вкладывать эти средства в развитие российской экономики Роман Аркадьевич вряд ли собирается. Продав “Сибнефть”, он завершил начатый еще в 2003 г. процесс вывода своих активов за рубеж. Российские власти обеспечили губернатору Чукотки безбедную старость. По подсчетам лондонских экспертов, простое открытие сберегательного счета на сумму более 5 млрд фунтов стерлингов будет приносить ему постоянный доход в 251 млн фунтов стерлингов в год.

Сделка наглядно демонстрирует, что наше правительство и дальше собирается жить за счет сырьевого экспорта. Оно не вкладывает само и не принуждает олигархов вкладывать часть получаемых сверхприбылей в создание современного производства и модернизацию транспортной инфраструктуры. Десятки миллиардов долларов законсервированы в различных фондах и резервах, не работают на научный и технологический прорыв страны, не вкладываются в отрасли, развитие которых не связано с экспортом сырья и могло бы позволить России выйти в мировые лидеры.

Парадокс, но шальные нефтяные деньги не приносят счастья даже добывающей отрасли – несмотря на высокие цены на нефть, уровень инвестиций в российский топливно-энергетический сектор остается низким. Госкомпаниям не хватает средств для реализации больших проектов (например, добыча нефти на сахалинском шельфе). Реально темпы добычи нефти и газа в России снижаются. Перед тем же “Газпромом” стоят чрезвычайные по масштабности задачи – строительство Северо-Европейского газопровода (экспорт газа в Германию по дну Балтики), освоение Штокмановского месторождения, разработка Заполярного и проч. – все это потребует сопоставимых по масштабам инвестиций (по ряду оценок – $10–15 млрд). Вместо этого “Газпром” покупает еще один актив и прибегает к огромному займу, который уже сейчас многими экономистами характеризуется как беспрецедентный. А долг государственной компании – это долг страны, долг, повешенный в числе других на все будущие поколения россиян.

Правительство могло бы нивелировать негативный морально-политический эффект от сделки с “Сибнефтью”, пойдя на введение специального единовременного компенсационного налога на продажу приватизированных за бесценок активов (до 50% от продажной стоимости), как это предлагала партия “Родина”. Все поступления от компенсационного налога в случае принятия соответствующего законодательства должны быть направлены на реализацию объявленных президентом национальных проектов в социальной сфере. Власть должна быть ответственной перед народом и не может позволять себе аморальной политики двойных стандартов.