Французская защита


О существовании списка стало известно еще в августе 2005 г., когда в прессе появились слухи о планах бразильцев приобрести никелевую компанию Earmet. Это вызвало негативную реакцию со стороны руководства ЕС. Представители Еврокомиссии уже заявили, что французское правительство может нарушить правила ЕС, гарантирующие свободу и открытость рынков. Однако наблюдатели отмечают, что публикация списка лишь узаконит уже существующую практику протекционизма.

Инвесторы опасаются, что для них будут закрыты не только оборонная и аэрокосмическая промышленность, но и другие отрасли, не имеющие никакого отношения к национальным интересам Франции. Компания Earmet, например, не работает на стратегически важных рынках, однако правительство уже намекнуло на то, что не даст иностранцам возможности взять ее под контроль, ведь у Earmet есть клиенты среди оборонных предприятий. Французские власти также оказали беспрецедентное давление на руководство фармацевтической компании Aventis, заставив ее принять решение о слиянии с другим национальным производителем – компанией Sanofi-Synthlabo. Сделано это было для того, чтобы Aventis не попала под контроль претендовавшей на нее швейцарской компании Novartis.

Пока планы властей еще не отпугнули иностранных инвесторов, однако аналитики предупреждают, что, если Париж действительно решится на ужесточение правил, это скажется на инвестиционном климате в стране. Сегодня иностранцам принадлежит 44% акций компаний, входящих в основной фондовый индекс CAC-40 (в 1997 г. этот показатель составлял 33%). Если Франция сделает шаг в сторону протекционизма, “многие иностранные акционеры французских компаний могут расценить это как повод для ухода из страны или уменьшения размера своих инвестиций”, предупреждает аналитик консалтинговой компании Institutional Shareholder Services (ISS) Жан-Николя Копрасс. Представители французских властей заявляют, что поводов для беспокойства у инвесторов нет. “Не надо путать протекционизм с патриотизмом”, – заявил в ходе встречи с иностранными инвесторами министр финансов Франции Тьери Бретон.

Российские компании вряд ли пострадают от французского протекционизма, уверен начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Пока поглощением иностранных компаний занимаются лишь нефтяники и металлурги и трудно представить, что, например, “Вимм-Билль-Данн” купит Danone, говорит эксперт. Но дурной пример заразителен, предупреждает аналитик “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. “Жаль, если российское правительство пойдет по французскому пути”, – говорит аналитик. (Использованы материалы WSJ.)