Кавказцы надоели “Родине”


На прошлой неделе Рогозин вместе со своими соратниками Александром Бабаковым и Андреем Савельевым внес в Думу поправки в закон о положении иностранцев в России. Депутаты предлагают запретить иностранным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли на потребительских и вещевых рынках. В пояснительной записке парламентарии пишут, что “иностранные граждане, формирующие национальные диаспоры, вытесняют с рынков менее организованных” российских бизнесменов. Но иностранцы плохо платят налоги и, пользуясь доминирующим положением, “могут продавать и часто продают продукцию иностранного производства, которая не только более дорогостоящая <...> но и небезопасна для потребителя”. “Как крайний случай данная ситуация может быть использована для умышленных диверсий путем продажи заведомо опасного для жизни и здоровья товара”, – уверены родинцы.

Как заявил “Ведомостям” Рогозин, у него имеются сведения, что “на 2005 г. в России действует 2000 этнических преступных групп, но в сфере торговли прошла четкая специализация”. “С начала 90-х азербайджанская группа плотно контролирует плодово-овощные базы, а с июля 2005 г. все московские базы возглавляют азербайджанцы по национальности, – говорит Рогозин. – Невозможно себе представить, чтобы во Франции на блошином рынке торговали поляки”. “[Таким запретом] мы пытаемся создать условия для трудоустройства малообеспеченных россиян”, – утверждает Бабаков. Оба политика заявили, что законопроект никоим образом нельзя считать ксенофобским. “Боже упаси, мы против фашизма! Но законодательные меры должны защитить российского производителя!” – восклицает Бабаков.

У экспертов другая точка зрения. “Это ксенофобия чистой воды, законопроект очевидно эксплуатирует нелюбовь граждан к кавказцам, – полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Рогозин понимает, что никаких шансов у его закона нет, но в преддверии выборов в Мосгордуму, очень важных для его партии, он должен как-нибудь выделиться”. По мнению Макаркина, идеи вытеснения из Москвы иногородних и пришлых обязательно будут обсуждаться во время предвыборной кампании, а поскольку ксенофобская риторика будет сильна у многих партий, для победы на этой поляне нужно выступать как можно резче. “Рогозин показывает москвичам – мы действуем в отличие от ЛДПР, которая только на словах разыгрывает ксенофобские настроения”, – признает Андрей Рябов из Центра Карнеги.

Замгендиректора социологической компании “Левада-центр” Алексей Гражданкин говорит, что “Родина” сделала очень точный ход. “Наши исследования показывают, что ксенофобские настроения среди россиян очень сильны, – говорит социолог. – Причем в первую очередь неприязнь россияне, особенно в крупных городах, испытывают к выходцам с Кавказа, и главная к ним претензия – это захват рынков”. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2005 г. кавказцы вызывали неприязнь у 23% россиян, чеченцы – у 8%, а оказавшиеся на третьем месте цыгане – лишь у 3%. “Если “Родине” удастся хорошо пропиарить свою инициативу, у них есть шансы получить дополнительные голоса на выборах в Мосгордуму”, – уверен Рябов.

Представителям других партий законопроект “Родины” не нравится. Замруководителя политсовета СПС Леониду Гозману предложение Рогозина напомнило “гитлеровскую Германию, в которой ограничивали права инородцев на уровне законодательства, разжигая ксенофобию”. “Предлагается распространить запрет на всех иностранцев без вычленения отдельных, поэтому я бы не говорил, что они пытаются разжигать национальную рознь”, – считает председатель профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству “единоросс” Владимир Плигин. Тем не менее он полагает, что инициатива родинцев будет отклонена.

“Торговля – ведущая сфера занятости мигрантов”, – признает ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова, но инициативу “родинцев” она называет “большой глупостью”, поскольку, если и есть тенденция к монополизации отрасли, регулировать ее нужно “экономическими методами, а не запретами”. Сегодня, по подсчетам института, мигранты на 50% занимают рабочие места, которые не конкурируют с занятостью местного населения, например “москвичи не будут торговать в палатках на морозе овощами”.

“К сожалению, в нашей стране фашист – это тот, кто надевает коричневую рубашку и кричит “Хайль”, лозунги по выдворению пришлых воспринимаются обществом спокойно, – резюмирует Макаркин. – А большая часть реальной оппозиции власти представлена откровенными ксенофобами, которым в Западной Европе, где они тоже водятся, приличные люди не подают руки”.