Матушка Русь как бешеная Баба-яга


Верный патриот российского искусства Валерий Гергиев сделал ставку на эффектное и ярко национальное: “Испанское каприччио” Римского-Корсакова, “Богатырская” симфония Бородина, “Картинки с выставки” Мусоргского. На первом же тутти раздался хлопок и сотней искр рассыпался фейерверк: взорвался один из осветительных фонарей, не выдержав гергиевского напора. Симфония Бородина, не слишком любимая западной публикой, и на этот раз проиграла: ни лоска Римского, ни угловатости Мусоргского. Да и оркестр играл чуть расхлябанно и как бы с неохотой. Зато и Римский, и Мусоргский прошли на ура. “Картинки с выставки” добили аудиторию, подарив надежду, что теперь эти люди, которым каждый день по телевизору рассказывают про нас гадости (а часто просто врут), по меньшей мере дополнят этой музыкой свой образ России. Так что в известном смысле Гергиев приносит России больше пользы, чем визиты и саммиты.

“Валерий Жержиев. Родился в Москве, учился в Петербурге... вот не повезло”, – комментирует текст из буклета соседка на концерте Мариинского театра. Искренне сочувствует. Мол, родись ты у нас в Бельгии, карьера задалась бы. Здесь многие впервые узнают, что бывает вот такое русское искусство. В Бельгии верят в лубочный образ России, в медведей с балалайкой и волчий холод под водку с икрой. Может быть, из-за политического курса с оглядкой на Америку.

Открывали фестиваль главы государств: Владимир Путин и бельгийский король Альберт II. Без народа и без журналистов – для них “Европалия” началась следом. За открытием самой дорогой бельгийцам выставки – “Русский авангард” (более 300 экспонатов) – шел концерт Мариинского оркестра с Гергиевым.

Второй встряской стали гастроли Уральского филармонического оркестра с Дмитрием Лиссом за пультом. Тут не было официоза, пресс-ажиотажа и священного трепета. И напрасно, потому что Уральский оркестр не просто так входит в пятерку лучших в России, а Дмитрий Лисс не зря считается едва не лучшим российским дирижером современной музыки. Играли симфонии Авета Тертеряна (Седьмую и Восьмую) – одного из главных постсоветских композиторов. Его музыка звучит то как Вселенная, то (что европейцам более понятно) как Джачинто Шелси – о котором сам Тертерян вряд ли слышал. Это был явный вызов бельгийской публике и одновременно щелчок по носу Москве, ибо московские боссы “Европалии” не стали его поддерживать. Вывод – России пора пересмотреть прейскурант national treasures.

Нынешняя “Европалия” идет с невиданным размахом. До конца февраля в Бельгии (плюс Амстердам и Париж) пройдут сотни, если не тысячи, мероприятий – выставки, концерты, спектакли, киносеансы, литературные вечера, прогулки по русским местам Брюсселя, показы мод a la Russe и т. д., вплоть до высадки юных художников на улицы Брюсселя с целью придать ему более русский вид. Размаха добивались с обеих сторон, хоть и по разным причинам: у бельгийцев чесалась география (оркестр из Екатеринбурга, театр из Хакасии, выставка из Нижнего Тагила), у русских – статистика (всего побольше). “Мы не шли по пути эстетства, мы шли по пути богатства”, – сказала куратор выставки “Русский авангард”, замдиректора Русского музея Евгения Петрова. Эстетства немного и во всей фестивальной программе. Зато много проверенных рецептов: тот же авангард, Фаберже, Мариинка, Bolshoi Ballet.

Ответственные за музыку хотели как лучше – тут и гастроли Лисса с труднейшей программой, и приезд Opus Posth и ансамбля Покровского (“Ночь в Галиции” Мартынова), и аутентичное православное Рождество с ансамблем “Сирин”, концерты Алексея Любимова и Григория Соколова. Но за вычетом этого получилось, как всегда, с передозом очевидного (три оркестра играют “Картинки с выставки”, четыре – Прокофьева, шесть – Чайковского).

Вот кураторы театральной программы взяли не числом, а качеством и оригинальностью. Афиша сформирована из редкостных спектаклей: “Война и мир” и “Три сестры” Петра Фоменко, “Дядя Ваня” Льва Додина, “Медея” и “Илиада” Анатолия Васильева, “Двенадцатая ночь” и “Борис Годунов” Деклана Доннеллана. Здесь же Гришковец, Черняков, Агеев с братьями Пресняковыми, кукольные театры “Потудань” и “Сказка”.

Расписание составлено так, что при желании можно охватить все. События разных программ жмутся ближе друг к другу, и каждый месяц имеет доминанту: в октябре это выставки, в ноябре – театр, в декабре – альтернативные виды искусства и кино, в январе – танец. Танцевальная программа стартует последней, она самая скромная и, видимо, поэтому самая внятная. Из четырех запланированных гастролей половина – топ-группы: Челябинский театр современного танца Ольги Пона и “Провинциальные танцы” Татьяны Багановой. Сюда же примыкает заключительный концерт “Европалии” – гала-концерт балета Большого театра. Хорошо бы, чтобы к тому времени публика больше не удивлялась, а просто получала удовольствие.