Топливный рынок Санкт-Петербурга: Услужливые автозаправщики


Ставку на развитие дополнительных сервисов сделали в последнее время сразу два крупнейших петербургских независимых оператора. Холдинг “Фаэтон” в середине прошлого года начал строить новую сеть автозаправок “Фаэтон-Аэро”, которую позиционирует, по словам предправления холдинга Сергея Снопка, в премиум-сегменте. “В дальнейшем мы собираемся сконцентрироваться на этом формате и развивать преимущественно его”, – говорит Снопок. Стоимость одной такой станции на 30–40% выше, чем обычной АЗС, и составляет, по его словам, до $1,4 млн. В городе работают три станции “Фаэтон-Аэро”, а к концу года, как утверждает Снопок, должна открыться еще одна. Цены на топливо на “Фаэтон-Аэро” на 10–15% выше, чем на обычных заправках “Фаэтона”, что, по словам Снопка, компенсируется высоким качеством сервиса и наличием допуслуг, таких как кафе и ручная мойка. Кроме того, помещения под магазины на “Фаэтон-Аэро” на 20% больше, чем на обычных станциях, и составляют около 100 кв. м. В структуре доходов “Фаэтона” доходы от побочной деятельности сейчас занимают не более 10%, говорит Снопок, тогда как три года назад эта доля составляла около 3–5%.

Новую концепцию заправок Dream-station разработала в этом году и ПТК. Она предполагает увеличение в полтора раза площади магазина и развитие дополнительных сервисов, в частности автомойки, рассказал “Ведомостям” замгендиректора ПТК Леонид Чурилов. За исключением автоматической мойки, которая стоит $500 000, инвестиции в Dream-station не отличаются от обычных (около

$1 млн), как и срок окупаемости, говорит Чурилов. Благодаря наличию собственного строительного подразделения и разработанному типовому проекту Dream-station стоимость и срок окупаемости новых автозаправок не увеличится и составит три-четыре года. Такой же срок окупаемости, по его словам, и у автоматических моек. До конца года планируется ввести 10 Dream-station. Те из них, которые имеют свободную площадь в 200–300 кв. м, будут оборудованы мойками. Чурилов утверждает, что сейчас у ПТК около 10 автозаправок, у которых есть такая свободная площадь. В ПТК рассчитывают вдвое увеличить в ближайший год долю доходов от сервисов и торговли с нынешних 10% до 20%, сказал Чурилов. Размер доходов он раскрыть отказался. Чурилов говорит, что еще три года назад, когда рентабельность продажи бензина достигала 25%, ПТК почти не уделяла внимания развитию сервисов. Зато теперь, когда рентабельность основной деятельности упала до 8–10%, компания занялась побочным бизнесом всерьез.

Внимание операторов к дополнительным услугам обусловлено снижением рентабельности основного бизнеса, согласен президент нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. По его словам, средние оптовые цены по Санкт-Петербургу увеличились за последний год на 44%, тогда как розничные – только на 12%. По данным нефтяного клуба, сейчас средняя розничная цена по городу на бензин марки Аи-95 составляет около 18,5 руб./л. “Развивать торговлю и дополнительные услуги на автозаправках будут в первую очередь независимые операторы, у которых нет возможности влиять на оптовые цены”, – говорит Ашихмин. А вертикально-интегрированные нефтяные компании, по его словам, сосредоточены на продажах своей основной продукции – топлива.

Это подтверждают в местной “дочке” “ЛУКОЙЛа”. Большой торговый комплекс есть лишь на одной из примерно 80 ее заправок, расположенных в Петербурге и Ленобласти, на остальных действуют лишь маленькие магазины, рассказала руководитель пресс-службы “ЛУКОЙЛ – Северо-Западнефтепродукта” Полина Лаврова. По ее словам, магазины на АЗС нужны компании в основном для реализации масел и автохимии собственного производства. “Магазины не приносят большого дохода, только вдалеке от города их доля в доходах возрастает до 15%”, – говорит Лаврова.

Для иностранных нефтяных компаний торговля на АЗС – привычный бизнес. Концепцию заправочных комплексов, в составе которых большой магазин с кафе и автоматическая мойка, “Несте Санкт-Петербург” полностью переняла у материнской компании – Neste Oil, говорит коммерческий директор “Несте Санкт-Петербург” Артур Праун. Торговлю топливом и допуслуги в компании рассматривают как равнозначные виды бизнеса, утверждает он, не указывая при этом соотношения доходов от них.

“Прибыльность продаж топлива уменьшается, – констатирует гендиректор “Шелл АЗС” Андрей Арзамасцев. – На заправках компании доля доходов от торговли и сервиса выросла за последние два года с 3–5% до 10–30% в зависимости от местоположения станции”. Опыт торговли и сервисов Shell тоже импортировала в Россию из Европы.

Гендиректор консультационной компании “Торговые решения” Алексей Крамарев считает, что владельцы автозаправок напрасно рассчитывают на серьезное увеличение доходов от торговли только путем расширения магазинов. По его словам, серьезную конкуренцию автозаправщикам составляют круглосуточные магазины, у которых ассортимент товаров больше. “Обычно на заправках покупают товары в дорогу. За более прибыльными для продавцов позициями, например дорогим алкоголем, покупатели пойдут в магазин”, – считает Крамарев.

Услуги и наличие магазина повышают лояльность клиентов, хотя и не приносят большой прибыли, полагает директор по маркетингу “Фаэтона” Антон Иванов. Он утверждает, что при выборе автозаправки около 20% автомобилистов ориентируются на наличие магазина и дополнительных услуг.

Чурилов из ПТК говорит, что дополнительные услуги и торговля могут не только компенсировать падение рентабельности основного бизнеса, но и помогают рационально использовать большие земельные участки под заправками. “Для развития своей концепции мы специально подбираем участки под строительство АЗС площадью не менее 1 га”, – добавляет Арзамасцев из “Шелл АЗС”.

А Ашихмин из нефтяного клуба Санкт-Петербурга напоминает, что только 10% петербургских заправок стоят на участках площадью более гектара, на которых можно развернуть побочный бизнес.