ВОПРОС ДНЯ: Что лучше бы снизить?


Снижение НДС поддержит розничный бизнес, будет способствовать развитию торговых сетей, которые и получают основную разницу от снижения налога. Производитель же от снижения НДС получит копейки. Я бы лучше пошел на снижение ЕСН хотя бы до 23–24% с 26%. А по поводу инвестиционных льгот язык уже в мозолях – во всем мире они используются, а у нас они какие-то странные...

Александр Конюхов, гендиректор Кулебакского металлургического завода (Нижегородская область)

Снижение НДС – мера, ориентированная скорее на крупный, и без того вполне успешный бизнес. А существенно улучшить показатели экономического роста – задача для среднего и малого бизнеса. Процесс регистрации бизнеса, таможенные декларации, трудоустройство персонала – вот самый серьезный “налог” на пути развития такого бизнеса.

Ким Искян, директор аналитического управления инвестиционного блока МДМ-банка

Для бизнеса самый проблематичный налог – НДС. Во-первых, в связи с трудностями по его возврату. Во-вторых, высокий НДС провоцирует использование черного нала в экономике и делает рентабельными схемы по обналичке. На втором месте по необходимости – налоговые послабления, связанные с тем, что предприятия платят налог на прибыль, на самом деле не имея реальной прибыли. Например, позволить списывать выставляемые налоговиками платежи на текущие убытки, чтобы не ухудшать финансовые показатели.

Виктор Макушин, президент группы МАИР

С точки зрения государства, снижение НДС – самый верный шаг. Он позволяет убить двух зайцев: и налоговое бремя для бизнеса уменьшается, и объем необоснованного возврата НДС снижается. Но на фондовый рынок этот шаг мало повлияет. Тут интересен опыт США. Если инвестор вкладывает деньги в фондовые активы, но не обналичивает их, ему дается на эти средства налоговая льгота.

Валерий Петров, заместитель гендиректора ММВБ

Не понимаю, что движет бизнесом, лоббирующим снижение НДС. Ему от этого легче не будет. Платит-то налог в конечном счете потребитель. Не понимаю и чиновников, верящих в связь НДС и ВВП. Никакими изменениями налогов роста ВВП в долгосрочной перспективе не добиться. Этому учат еще на курсах довузовской подготовки. Вспомните, что отказ от НсП и снижение НДС в 2004 г. заметного влияния на ВВП не оказали. С 1998 г. многие секторы экономики живут в довольно тепличных условиях. Хватит льгот, пора конкурировать! Логично будет разве что перейти к единой ставке НДС в 16%. Это примерно равно нынешней средневзвешенной ставке НДС. Если необходимо – поддерживать какие-то сферы вроде производства лекарств с помощью целевых субсидий.

Евгений Надоршин, экономист ИБ “Траст”

Льгот хочется всегда, и чем больше, тем лучше. Но и вариант со снижением НДС до 13% меня в общем удовлетворяет. Все-таки 5% – существенная льгота, она заметно отразится в том числе на нашем строительном бизнесе, позволит вздохнуть свободнее.

Александр Ерофеев, гендиректор строительной компании “Проспект-Самара”

Основную долю налогов у нас платят крупные корпорации. А самая важная проблема – легализация малого бизнеса. Выходу малого бизнеса из тени способствовало бы скорее снижение ЕСН, например, до 15%.

Олег Кокорев, директор Самарского филиала СК “МАКС”

Нефтяным компаниям важно любое облегчение налога, которое поможет выйти в новые нефтегазоносные провинции. Для этого требуется от $150 млрд до $200 млрд. Текущее налогообложение, транспортные затраты (более 60% от выручки) и рентабельность на уровне 10–15% не оставляют инвестиционных возможностей для таких шагов. Да что там снижение – даже возврат долгов по НДС будет серьезным подспорьем. Задержка по возврату НДС “ЛУКОЙЛу” – около $1 млрд.

Геннадий Красовский, начальник отдела по работе с инвесторами “ЛУКОЙЛа”