Доотмывались


Предполагалось, что включение в систему страхования вкладов станет знаком качества банка. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов обещал, что в систему будут допущены только устойчивые, перспективные и эффективные банки. Среди критериев, по которым оценивались банки, было не только финансовое положение, но и качество управления. Но включение в систему не оградило банки от неприятностей.

Первую и пока единственную потерю она понесла летом. ЦБ отозвал лицензию у Международного банка экономического развития, в кассе которого обнаружилась недостача в размере почти половины его активов. По одной из версий, она стала результатом ограбления.

А вчера Следственный комитет МВД заявил, что топ-менеджеры Роскомветеранбанка через сеть фиктивных фирм, зарегистрированных на подставных лиц, приобрели 12 векселей, которые затем обналичили в Национальном коммерческом банке. Полученные 235 млн руб. банкиры, по версии оперативников, зачислили на личные счета. Милиционеры говорят, что руководители банка отказались объяснять происхождение указанных денег и обстоятельства купли-продажи векселей. Отказался от комментариев и председатель правления банка Михаил Глушнев. А источник в МВД уточняет, что дело возбуждено по факту сомнительных операций, а обвинения конкретным людям последуют лишь через несколько дней.

Описанная милиционерами схема удивила банкиров. “В конце цепочки должны стоять физлица. Но зачислять деньги на собственный счет – самоубийство”, – удивляется один из них.

Роскомветеранбанк – не первая жертва крестового похода против банков, занимающихся обналичкой. С начала года за это лишились лицензии полтора десятка банков. Но до сих пор в сводках не фигурировали участники системы страхования.

“В своем банке этого делать не хочется, поэтому с помощью вексельных схем подобные операции проводятся через другие банки”, – рассказывает зампред правления одного из банков – участников системы. “Счет у нас в одном банке, а выдачу наличности он нам организовывает, как правило, через другие”, – рассказывает директор строительной фирмы, обслуживающейся в другом участнике системы страхования. Услуги по обналичке, в начале лета стоившие около 1%, сейчас дороже 4%, жалуются участники рынка.

Случай с Роскомветеранбанком не угрожает имиджу системы страхования, уверен заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. “Главное – наличие необходимых средств в фонде страхования и способность оперативно осуществлять выплаты”, – говорит он, признавая, что у вошедших в систему страхования банков с небольшим капиталом высок соблазн поддаться сомнительным операциям. Зарабатывать на других операциях им становится все сложнее, объясняет Мельников. А источник, близкий к Банку России, рассказывает, что некоторые участники системы, свернувшие операции по обналичиванию при отборе в нее, пытались их возобновить, но отказались от таких намерений после недвусмысленных предупреждений ЦБ.

Претензии к топ-менеджерам не должны повлиять на членство банка в системе страхования, считает замначальника управления правового обеспечения банка “Московский капитал” Алексей Гулюкин. Но они могут вызвать более пристальный интерес ЦБ к самой кредитной организации, а если там будут выявлены нарушения, то последуют и санкции, рассуждает он. Козлов и его коллеги в ЦБ от комментариев отказались.