Первый газ – себе


Соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, одного из самых дорогих и амбициозных проектов “Газпрома”, компания и его немецкие партнеры BASF и E.ON Ruhrgas подписали в начале сентября во время встречи президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера.

Новый газопровод снизит зависимость “Газпрома” от других транзитных маршрутов – через Украину (по ее территории в 2004 г. прошло 118,7 млрд куб. экспортного российского газа) и Белоруссии и Польши (экспорт через них составил около 29,7 млрд куб. м). Но строительство нового газопровода обойдется в 4 млрд евро. При этом никто не может дать “Газпрому” твердых гарантий, что все 55 млрд куб. м газа, которые концерн собирается поставлять морем в Европу, будут там востребованы.

Вчера “Газпром” объявил, что пристроил треть газа первоначальных поставок. На помощь пришел давний партнер монополии – Wintershall. Как сказано в пресс-релизе “Газэкспорта”, “дочка” “Газпрома” согласовала с Wingas основные условия 25-летнего контракта на поставку по Северо-Европейскому газопроводу 9 млрд куб. м газа в год начиная с 2010 г. (момента пуска газопровода). За весь период “Газпром” поставит более 200 млрд куб. м газа.

Как пояснил “Ведомостям” менеджер Wintershall, речь идет о дополнении к уже существующему контракту между “Газпромом” и Wingas, детали которого не раскрываются. “Мы полагаем, что часть этого газа получат наши традиционные немецкие потребители, а часть будет продана на спотовом рынке, – говорит он. – Все будет зависеть от того, как будет развиваться рынок газа в Европе. Но мы уверены, что этот газ будет востребован”.

Wingas владеет магистральными газопроводами в Германии протяженностью около 1500 км и арендует одно из крупнейших подземных газохранилищ Европы – Reden. Контракт “Газэкспорта” с Wingas нельзя назвать крупным, отмечает Сергей Глазер из Vostok Nafta, 9 млрд куб. м газа в год – это меньше 5% от предполагаемых поставок “Газпрома” в Европу в 2010 г. (190–200 млрд куб. м газа в год). При этом, отмечает Глазер, следует учитывать, что контракт “Газпром” заключает с аффилированной структурой и вопрос, будет ли этот газ действительно востребован, пока открыт.

Как показывает опыт с другим мегапроектом “Газпрома”, “Голубым потоком”, законтрактовать газ еще не означает решить все проблемы, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Трубопровод “Голубой поток” стоимостью $3,2 млрд был построен в рамках российско-турецкого соглашения от 1997 г., по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 куб. м газа в 2000–2025 гг. Контракт был составлен по принципу take or pay и с 2007 г. объем ежегодных поставок должен был достигнуть 16 млрд куб. м.

Однако “Голубой поток” был запущен с опозданием на три года, в феврале 2003 г. А уже в марте Турция прекратила импорт газа из России, фактически объявив дефолт по своим обязательствам. Сейчас трубопровод заполнен лишь на треть: Турция, чей газовый рынок перенасыщен, забирает только 4,7 млрд куб. м российского газа в год и гарантий того, что к 2007 г. “Газпром” поставит туда все то, что планировал, пока нет.