“АвтоВАЗ” сэкономит $500 млн


Нынешний год чуть было не оказался провальным для “АвтоВАЗа”. Продажи иномарок растут прежними темпами. За первое полугодие было продано 260 000 машин – на 80% больше, чем в прошлом году. “АвтоВАЗ” же чуть было не оступился. В I квартале его продажи упали на 10%. Но с мая дела предприятия пошли на лад, и к октябрю завод почти полностью наверстал упущенное. За январь – сентябрь “АвтоВАЗ” продал 473 500 автомобилей, или всего на 1% меньше прошлогоднего количества. Спад продаж был вызван ростом цен на продукцию предприятия. Стоимость его автомобилей сравнялась с дешевыми иномарками.

Кризис заставил руководство “АвтоВАЗа” всерьез задуматься о сокращении издержек. В опубликованном в сентябре информационном меморандуме к размещению второго выпуска CLN “АвтоВАЗ” объявил, что уже в 2005 г. общезаводские затраты будут сокращены на 20%, а потом будут снижаться на 10% ежегодно. Как поясняли тогда в банке “Траст”, участвовавшем в составлении меморандума, речь идет о коммерческих, административных и прочих расходах. А общая экономия завода по этим статьям составит около $120 млн.

Но, как стало известно “Ведомостям”, этим предприятие ограничиваться не намерено. Источник, близкий к автозаводу, рассказал, что недавно предприятие утвердило разработанную A.T. Kearney программу сокращения издержек. Она рассчитана на три года, ее реализация позволит “АвтоВАЗу” сократить затраты на 10%. Экономия составит около $500 млн, говорит собеседник “Ведомостей”. Эту информацию подтвердил “Ведомостям” источник, близкий к руководству предприятия.

В этом году завод намерен сократить издержки на 4%, говорит источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Но уложиться в эту цифру скорее всего не удастся, и предприятие сэкономит лишь 3%, или $150 млн. “Вся эта экономия будет отражена в чистой прибыли”, – обещает он. Базовый пункт программы – отказ от финансирования непрофильных активов. “АвтоВАЗ” намерен выделять их в отдельные компании. “Зачем нам своя металлургия, энергетика, производство пластмасс или станков?” – говорит собеседник “Ведомостей”. Представители A.T. Kearney и “АвтоВАЗа” отказались от комментариев.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что у “АвтоВАЗа” имеется “огромный ресурс для снижения издержек”. Аналитик банка “Траст” Леонид Игнатьев говорит, что “АвтоВАЗ” может сэкономить на введении одноуровневой системы поставок автомобилей, на сокращении штата, а также на гарантийном ремонте за счет повышения качества комплектующих. А источник на “АвтоВАЗе” добавил, что предприятие намерено также избавляться и от части социальной инфраструктуры. Кроме того, предприятие может успешно взаимодействовать со многими контрагентами. “У “АвтоВАЗа” есть рычаги давления на поставщиков, у которых на автозавод приходится 50–90% заказов, – говорит представитель одного из крупных поставщиков комплектующих для автозавода. – Мы не можем отказать ему, если он попросит о снижении или удержании цен”.

“АвтоВАЗ” далеко не первый автопроизводитель, которому пришлось взяться за снижение издержек. Сахнова напомнила, что “Северсталь-Авто” уже сократила затраты на 8%. “Режут затраты” и такие автогиганты, как General Motors, Ford, Volkswagen, DaimlerChrysler и Mitsubishi Motors. Так, японская корпорация намерена за три года снизить издержки на $2,12 млрд.

Аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко считает, что “АвтоВАЗу” по плечу реализовать задуманное. Он прогнозирует, что этому может поспособствовать изменение конъюнктуры цен на сталь. “В любом случае сокращение издержек для “АвтоВАЗа” необходимо, – говорит он. – Иначе он может не выдержать конкуренции с иномарками”.