Ключ от запертых комнат


В формулировке Нобелевского комитета обыграно как раз название дебюта: самую весомую литературную премию получил человек, который “в своих пьесах приоткрывает пропасть под ежедневной болтовней и вторгается в запертые комнаты подавленного подсознания”. Поначалу пьесы Гарольда Пинтера причисляли к традиции “театра абсурда”, однако позже критики нашли более точную формулировку: “комедия угрозы”. Пинтеровский диалог устроен как сложная система психологических подначек и ловушек, уводящих игру из бытовой среды в упомянутые шведскими академиками “запертые комнаты”: в драмах Пинтера темы секса и власти закручены в тугую фрейдистскую пружину, упрятанную в обыденный разговор и придающую сценической ситуации непредсказуемость, парадоксальность и напряженность.

Красиво вручить премию к 75-му дню рождения писателя помешал скандал, из-за которого имя лауреата было объявлено с недельным опозданием: профессор Кнут Анлунд, один из пожизненных членов Шведской академии, заявил о своей отставке, мотивировав резкий жест несогласием с прошлогодним решением академии отдать премию по литературе радикальной Эльфриде Елинек и определив ее творчество как “массу текста, лишенную намека на художественную структуру”. По словам президента Шведской академии Гораса Энгдаля, профессор отсрочил свое публичное возмущение на целый год лишь затем, чтобы накануне объявления нового лауреата испортить всем праздник.

Но к виртуозной художественной структуре пинтеровских текстов не придрался бы даже Кнут Анлунд. Награждение Гарольда Пинтера выглядит академично не только на фоне прошлогоднего триумфа Эльфриды Елинек, обернувшегося нынешним скандалом, но и в сравнении с предыдущим выбором нобелевского лауреата-драматурга, которым оказался в 1997 г. итальянец Дарио Фо, чья репутация продолжателя традиции commedia del arte (площадной и импровизационной) несколько противоречила премии за вклад в мировую литературу. Гарольд Пинтер – писатель-интеллектуал, несомненный классик и к тому же человек с активной гражданской позицией – вероятно, идеальный нобелевский лауреат. И можно даже сказать, что не было бы этому выбору цены, когда б награда Шведской академии не имела, помимо общеизвестного престижа, еще и могучего денежного эквивалента в 10 млн крон ($1,28 млн).