БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: Рациональный поворот


Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда и президента с его инициативами по осуществлению национальных проектов, и главного оппозиционера Кремля Михаила Ходорковского обвиняют в отказе от либеральных идей и резком повороте влево. Кто же все-таки на самом деле стоит на позициях левых? И такой уж он левый, этот путь?

“Левый”, “правый”, “либерал”, “консерватор” – это термины, которые используются сегодня в мире в силу традиции. Политика же, которую проводят национальные правительства, носит в основном не идеологический, а рациональный характер. Социалист Герхард Шредер проводил в Германии политику сокращения расходов, а консерватор Джордж Буш накачивает американскую экономику бюджетными деньгами. Российское правительство также вопреки сложившемуся стереотипу совсем не либеральное. Оно сегодня занимается тем, что увеличивает свое присутствие в экономике, но не в качестве регулятора, а в качестве собственника и перераспределителя национальных доходов. Люди, которые определяют экономическую политику кабинета министров, продолжают верить в идеологические штампы, и поэтому их действия неадекватны и нерациональны. В результате нет ни высоких темпов роста ВВП, ни значительного улучшения благосостояния граждан, ни снижения зависимости от сырьевого экспорта. Зато есть огромный избыток денежных средств, с которыми наше “либеральное” правительство не знает, что делать, поэтому не делает ничего.

У президента сегодня нет иного выбора, кроме как взять инициативу в свои руки. Оказалось важным дистанцироваться не только от олигархов, но и от собственных “либеральных” советников. Что он и сделал. Естественно, что первым шагом стали социальные инициативы. Владимир Путин поступил абсолютно рационально: не по принципу правый-левый, а по принципу “нельзя быть скупым рыцарем и жить нищим, имея сундуки с золотом”. Президент наконец начал разворот политики государства в сторону общества. Либерал Ходорковский почувствовал необходимость и актуальность левого поворота чуть раньше, но, правда, у него особые условия для осмысления происходящего в стране.

Теперь, если быть последовательным, то следующим шагом главы государства должны стать новые приоритеты экономической политики. И здесь, пожалуй, единственным и естественным союзником президента в этих условиях является бизнес. Причем не столько сверхкрупный и сырьевой, сколько малый и средний. Сегодня голос рядового предпринимателя – это действительно глас народа, и не просто “глас”, а аргументированное, полноценное, экспертное мнение. Такое, которое отстаивает не только личные финансовые интересы, но и интересы, пожалуй, всего общества. Бизнесу есть что представить в качестве альтернативы нынешней псевдолиберальной политики правительства (“Деловая Россия”, например, уже предложила “Единой России” свой сценарий экономической политики, который называется “Политика роста”).

Суть предложений такова: мы не должны, как в Китае, повышать свою конкурентоспособность, максимально сокращая издержки, включая оплату труда, т. е. идти по так называемому пути “догоняющего развития”. Все должно быть диаметрально наоборот, по принципу: богатые люди, развитая экономика, сильная страна. Но для этого необходимо увеличивать покупательную способность населения, стимулируя внутренний спрос, и на этой основе развивать и диверсифицировать экономику. Так делали в свое время США и Япония. Только им было сложнее, у них не было таких финансовых ресурсов, как у нас сегодня.

В преддверии выборов власть, как никогда, озабочена поиском новой концепции, новой платформы. Иначе есть риск, что на выборы люди не придут вообще. Партии власти, будущему президенту, стране в целом, чтобы не получить свой майдан Незалежности, надо, чтобы избиратель пришел. Для этого нужно предложить простые понятные идеи, которые обеспечат устойчивое развитие и дадут людям возможность поверить в то, что жизнь можно изменить к лучшему. К лучшему, а не влево или вправо.