CNPC поделится с Казахстаном


В августе PetroKazakhstan объявила, что CNPC через свою “дочку” – CNPC International намерена заплатить акционерам PetroKazakhstan $4,18 млрд за 100% акций. Совет директоров рекомендовал акционерам принять это предложение. Чтобы сделка состоялась, на завтрашнем собрании ее должны одобрить две трети акционеров. По условиям соглашения с CNPC PetroKazakhstan не должна искать других покупателей, если же она нарушит это условие, ей придется заплатить китайской компании неустойку в $125 млн.

В минувшую пятницу The Wall Street Journal сообщила, что CNPC согласилась продать 33% акций PetroKazakhstan “КазМунайГазу” за $1,4 млрд, т. е. по той же цене, какую она собирается заплатить нынешним акционерам канадской компании. Как пишет газета со ссылкой на источник, знакомый с ходом сделки, китайцы пошли на этот шаг, поскольку опасаются, что сделка может вообще сорваться из-за противодействия казахстанских властей.

Основания для опасений есть. Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник неоднократно заявлял, что Казахстан будет добиваться стратегического контроля над PetroKazakhstan. А в минувшую среду сенат (верхняя палата парламента республики) одобрил поправки в законодательство, наделяющих правительство правами блокировать сделки с активами в сфере недропользования и первоочередного их выкупа. Чтобы документ обрел силу закона, не хватает только подписи президента страны. Выступая на прошлой неделе перед депутатами мажилиса (нижней палаты парламента), Школьник недвусмысленно дал понять, что, если к моменту голосования акционеров PetroKazakhstan поправки в законодательство вступят в силу, у участников предполагаемой сделки могут возникнуть проблемы.

Связаться с представителями CNPC, а также с казахстанскими чиновниками в пятницу “Ведомостям” не удалось. Председатель правления российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев сомневается в том, что CNPC действительно намерена поделиться долей в PetroKazakhstan с Казахстаном. “Власти Казахстана, так же как и России, вряд ли хотят расширения китайского присутствия, – рассуждает он. – Поэтому CNPC таким образом хотела продемонстрировать свою лояльность”.

Аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов считает, что уступка китайцами трети PetroKazakhstan – вынужденная мера. “Хотя последние нововведения в казахстанском законодательстве о недропользовании и небезупречны с точки зрения международного права, CNPC не хочет судиться с властями и решила урегулировать разногласия мирным путем”, – рассуждает эксперт. По его мнению, 33% – достаточная доля для того, чтобы правительство могло контролировать проекты компании.

А Дмитрий Лукашов из “Атона” убежден, что власти потребуют по меньшей мере 50%. “Это стратегическое предприятие для Казахстана – между его месторождениями в Кзыл-Ординской области и китайской границей – малонаселенные территории, что упрощает китайскую экспансию, кроме того, компания контролирует нефтепровод, владеет НПЗ”, – поясняет эксперт.

Препятствие к сделке между акционерами PetroKazakhstan и CNPC может возникнуть со стороны не только казахстанских властей, но и “ЛУКОЙЛа”. Завтра в суде канадской провинции Альберта должно состояться рассмотрение ходатайства российской компании, которая просит приостановить совершение сделки до тех пор, пока стокгольмский арбитраж не примет решение о праве первоочередного выкупа “ЛУКОЙЛом” доли PetroKazakhstan в их совместном предприятии “Тургай Петролеум”. Представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский комментировать возможность продажи доли в PetroKazakhstan “КазМунайГаз” отказался. Он лишь отметил, что “ЛУКОЙЛ” по-прежнему намерен отстаивать свое право выкупить долю PetroKazakhstan в “Тургай Петролеум”.