Как разрушить бизнес


Информация о том, что Беннетт скрыл долг перед компанией в $430 млн, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Капитализация Refco сократилась с $3,6 млрд до $1 млрд, торги акциями остановлены, облигации стоят 34% от номинала, Standard & Poor’s предупреждает о высокой вероятности дефолта Refco, два из трех подразделений закрыты, а регуляторы и инвестбанки стараются спасти еще работающее фьючерсное подразделение.

В прошедший понедельник Refco сообщила, что долг в $430 млн, который перед ней имел один из клиентов, хедж-фонд Liberty Corner Capital, на самом деле является долгом Беннетта. Ревизоры Refco выяснили это только накануне. В августе, когда компания провела первичное размещение акций и привлекла $580 млн, она не сообщила, что у связанной стороны есть перед ней долг. Беннетт же, как выясняется, платил Liberty Corner комиссионные, чтобы перед аудиторами Grant Thornton фонд выставлял этот долг как собственный.

Беннетт вернул $430 млн немедленно, причем с процентами, заложив свой пакет акций Refco в 34%, так что финансовое положение Refco вечером в понедельник было даже лучше, чем в пятницу. Но то, что случилось потом, показывает, насколько бизнес финансовой компании зависит от ее репутации и доверия клиентов. Рынок не любит неопределенности. Refco же сообщила, что не может гарантировать правильность финансовых показателей за последние четыре года. Причины, по которым Беннетт скрывал долг, до сих пор не ясны. В среду ему предъявили обвинение в мошенничестве и обмане инвесторов.

Клиенты и инвесторы стали изымать деньги отовсюду – из акций, облигаций, с клиентских счетов. В среду компания на 15 дней закрыла подразделение Refco Capital Markets, которое, в частности, кредитует инвесторов под залог ценных бумаг. Многие клиенты стали требовать вернуть заложенные бумаги либо увеличить размер кредита, и у подразделения попросту закончились деньги. В пятницу брокерско-дилерское подразделение Refco Securities, тоже пострадавшее от оттока средств, стало закрывать позиции клиентов. В нормальном режиме работает только главное, фьючерсное, подразделение. “Его клиенты, в том числе мы, пока не пострадали”, – говорит Денис Еганов, зампред правления Юниаструмбанка, работающего через Refco с фьючерсами и опционами. Еганов считает проблемы Refco чисто репутационными.

“У нас на счетах [в Refco] заблокировано несколько десятков миллионов долларов, – говорит управляющий портфелем российской компании – клиента Refco Capital Markets. – Понятно, что рано или поздно деньги вернутся, но мы боимся, что придется ждать несколько недель”. По словам источника в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, там не считают происходящее угрозой всей финансовой системе.

Refco назначила банк Goldman Sachs, который организовывал ее IPO, своим консультантом. В пятницу он обсуждал с представителями 30 инвесткомпаний и банков вопрос спасения фьючерсного подразделения, на счетах клиентов которого находится $4 млрд. Несколько брокерских компаний проинформировали Комиссию по срочной биржевой торговле, что готовы помочь Refco. Варианты помощи, по словам члена комиссии Шарона Браун-Храски, – “от гарантий по сохранению позиций до обсуждения вопроса о покупке Refco”.

“У Refco были самые выгодные тарифы, с ней было очень удобно работать, – сетует российский клиент Refco Capital Markets. – Ее имело бы смысл сейчас купить: такая хорошая компания из-за этого скандала теперь стоит очень дешево”. Интерес к покупке уже высказал крупный лондонский хедж-фонд Man Group. Препятствием, однако, могут стать грозящие Refco иски. Пенсионный фонд госслужащих штата Нью-Йорк – “одна из жертв мошенничества гендиректора Refco, а в таких случаях мы всегда предпринимаем решительные действия”, заявил начальник контрольно-финансового управления штата Алан Хевези. (Использованы материалы FT, WSJ.)