Непрофильная нефтехимия


В пятницу Statoil объявила о завершении продажи 50% акций в нефтехимическом концерне Borealis за 1 млрд евро. Покупателями выступили международная инвесткомпания International Petroleum Investment Company (IPIC) и австрийская нефтегазовая компания OMV AG. Ранее Statoil продала им же по 25% акций Borealis. По завершении сделки доля IPIC в концерне составила 65%, OMV – 35%.

Менеджер отдела Statoil по связям с инвесторами Мортен Йохансен пояснил “Ведомостям”, что продажа Borealis связана с тем, что нефтехимическая отрасль перестала быть профильным бизнесом для компании. “Сделка полностью отвечает стратегии компании, часть которой – избавление от непрофильного бизнеса, который требует для развития серьезных капиталовложений и привлечения опытных менеджеров”, – добавил он. За последние два года Statoil инвестировала в Borealis 1 млрд норвежских крон ($153 млн).

Продажа нефтехимии становится тенденцией в крупном нефтегазовом бизнесе. О начале реструктуризации нефтехимического бизнеса с планами его дальнейшей продажи еще в начале 2004 г. заявила французская Total. В августе 2005 г. принадлежащие им доли в компании Basell – крупнейшем в мире производителе полипропилена и полиолефинов – продали Royal Dutch/Shell и BASF. 100% Basell за 4,4 млрд евро купила промышленная компания Леонарда Блаватника Access Industries. На днях о продаже 100% акций нефтехимической “дочки” Innovene заявила BP. Купит ее химическая компания INEOS, предложившая за актив $9 млрд. Представитель Shell решение о продаже Basell объясняет значительными средствами, которые партнерам потребовалось инвестировать в развитие компании с момента ее создания в 2000 г. В BP “Ведомостям” заявили, что прибыльность Innovene оказалась меньше ожидаемых показателей. При выручке нефтехимического подразделения BP в $18 млрд его чистый убыток по итогам 2004 г. составил $261 млн.

Главной причиной выхода крупнейших нефтегазовых компаний из нефтехимии аналитики считают то, что возврат на инвестиции по нефтехимическим подразделениям глобальных энергетических компаний, как правило, ниже доходности их основного бизнеса. Анастасия Андронова из Brunswick UBS считает, что время для выхода из нефтехимии выбрано как нельзя более удачно: “Средний диапазон роста цен на нефтехимию составил 30% в годовом выражении, что значительно увеличило стоимость нефтехимических активов”, – поясняет эксперт. “Несмотря на то что газ и нефть являются сырьем для нефтехимии, это принципиально разные виды бизнеса, – добавляет аналитик “ЦентрИнвест Груп” Максим Иванов. – При существующих ценах на нефть производителям выгоднее вкладываться в создание новых добывающих мощностей, а не в переработку”. Кроме того, по словам аналитика, профильные инвесторы традиционно приветствуют желание нефтегазовых компаний сосредоточиться на главном деле – добыче и производстве первичных продуктов переработки.

Иванов не исключает, что со временем от нефтехимических активов может избавиться и российский “Газпром”. “Пока монополия продает газ внутренним потребителям по ценам ниже рыночных, но в перспективе цены будут выравниваться, а вместе с тем будут расти издержки отечественных нефтехимических компаний, делая их бизнес менее привлекательным”, – поясняет он. Представители “СИБУРа” (нефтехимическая “дочка” “Газпрома”) уже заявляли о возможной продаже в 2007 г. шинного подразделения компании стратегическому инвестору.

О целесообразности сохранения нефтехимии в составе основного бизнеса пока заявляет лишь ExxonMobil. Представитель компании подтвердил “Ведомостям”, что ExxonMobil не собирается продавать нефтехимические подразделения, так как этот бизнес продолжает оставаться высокодоходным за счет эффекта синергии. Чистая прибыль компании ExxonMobil в I квартале 2005 г. составила $7,9 млрд, из которых $1,3 млрд пришлись на доходы от нефтехимии.