Пенсионный стабфонд


На прошлой неделе руководитель ФСФР Олег Вьюгин предложил раз и навсегда зафиксировать цену отсечения, выше которой доходы идут в стабфонд (например, на уровне $27–30 за баррель), зарезервировать сумму, которая позволит застраховаться от резких колебаний нефтяных цен, а все остальное направить в отдельный накопительный пенсионный фонд. Благодаря этому можно было бы не повышать отчисления в накопительную часть Пенсионного фонда, говорит Вьюгин (по плану правительства они постепенно увеличиваются за счет уменьшения страховых отчислений). Тогда сократится текущий дефицит ПФР, который в 2006 г. составит 242 млрд руб.

Вьюгин еще не успел направить свои официальные предложения в Минфин, но Алексей Кудрин уже поддержал его идею. По словам министра, к 2012 г. появится “серьезный разрыв в обеспечении пенсий”, и пора задуматься “о долгосрочной финансовой стабильности страны и особенно Пенсионного фонда”. По расчетам главного экономиста ОФГ Ярослава Лиссоволика, к 2012 г. в стабфонде при нынешнем уровне цен на нефть, сохранении режима налогообложения, цене отсечения в $27 и умеренной доходности скопится $360 млрд. При этом по закону объем средств стабфонда не может быть ниже 500 млрд руб. ($17,5 млрд). Так что в новом пенсионном фонде может быть аккумулирована очень приличная сумма, но потратить из нее можно будет ровно столько, сколько способна будет переварить пенсионная система, считает эксперт.

Куда инвестировать деньги фонда – самая большая проблема, в один голос говорят аналитики. Если набор инструментов у “пенсионного стабфонда” будет так же ограничен, как у государственного Внешэкономбанка, который имеет право покупать только госбумаги, то в нем не будет смысла, считает управляющий директор УК “Альфа Капитал” Анатолий Милюков. “Емкость рынка госбумаг ограничена, и в 2008 г. на нем будет коллапс”, – прогнозирует исполнительный директор НПФ “Райффайзен” Евгений Якушев. Минфин сейчас выпускает гособлигации, чтобы Пенсионный фонд их покупал, и получается, что государство занимает само у себя. К тому же деньги, которые Минфин не хочет тратить в стране, чтобы не разгонять инфляцию, в итоге все равно останутся России, отмечает Милюков.

Но госбумагами дело не ограничится, успокаивает Олег Вьюгин. “Сейчас готовятся поправки в закон и ряд постановлений правительства, которые предусматривают расширение сферы инвестирования пенсионных накоплений”, – заявил он “Ведомостям”. Он считает, что пенсионные деньги, управляемые госуправляющим и частными УК, должны инвестироваться “единообразно”, при этом доля вложений в иностранные активы может достигать 25%. Кроме того, сейчас чиновники обсуждают возможность разрешить ВЭБу покупать корпоративные облигации российских компаний. Правда, при том избытке ликвидности, который сейчас есть на этом рынке, еще вопрос, будет ли ему нужен дополнительный спрос, говорит Якушев.