Россия расстается


Уже через два-три года россияне станут крупнейшими в Европе потребителями MP3-плейеров. С таким прогнозом выступили аналитики компании “Алион”, дистрибутора цифровых аудиоплейеров. Они ожидают, что продажи CD-плейеров в ближайшие два года изменятся незначительно – с 700 000 в 2004 г. до 750 000 в 2005 г. и снова до 700 000 в 2006 г. А вот продажи MP3-плейеров на базе флэш-памяти или жестких дисков будут расти более чем на 134% ежегодно в ближайшие несколько лет – и в 2006 г. обгонят объем рынка CD-плейеров. По их прогнозам, продажи таких плейеров вырастут с 157 000 в 2004 г. до 400 000 в 2005 г. и до 850 000 в 2006 г.

Как пояснила “Ведомостям” PR-менеджер “Алиона” Валерия Позднякова, аналитики компании в своих прогнозах оценивали рынок цифровых аудиоплейеров по аналогии с рынками мобильных телефонов и цифровых фотокамер в России, которые уже стали крупнейшими в Европе рынками сбыта. “В России развивается инфраструктура IT и Интернет, уровень жизни растет и товары становятся доступными”, – рассказывает Позднякова.

С прогнозами “Алиона” согласились многие участники рынка. Менеджер по развитию бизнеса iPod дистрибутора Apple IMC Юрий Родный признает, что темпы роста продаж MP3-плейеров в России полностью повторяют динамику рынка мобильных телефонов в России двухлетней давности. Он напомнил, что по численности населения Россия – крупнейшая в Европе страна.

По словам регионального менеджера по продажам MPIO Сэма Парка, рынок MP3-плейеров в США, Европе и Корее приближается к насыщению. А Россия, Япония и Тайвань обладают наибольшим потенциалом, считает он, ведь здесь на продажи уже устаревающих CD-плейеров приходится больше половины рынка. По оценке международной компании iSuppli, в мире в прошлом году было продано 36,8 млн MP3-плейеров на базе жестких дисков и флэш-памяти, в 2005 г. будет продано 47,65 млн таких плейеров, а в 2009 г. – 132 млн.

Аналитическая Jupiter Research ожидает, что продажи MP3-плейеров лишь в США составят 18,2 млн в 2005 г. А в Европе, по ее прогнозам, насыщение этого рынка должно наступить в начале следующего года. По данным Jupiter Research, наиболее популярны MP3-плейеры в скандинавских странах – главным образом потому, что здесь наиболее распространено использование пиратских аудиофайлов.

По прогнозам компании IRR, осуществляющей маркетинговую политику и координацию продаж iRiver в России и странах СНГ, в 2005 г. продажи цифровых плейеров в России составят 2 млн на сумму $200 млн. Исходя из спроса на плейеры в России можно ожидать, что рынок страны станет крупнейшим в Европе, соглашается гендиректор IRR Дмитрий Бергельсон.

А директор “Евросети” по связям с общественностью Татьяна Гуляева считает, что в ближайшие годы Россия едва ли выдвинется на передовые позиции в Европе по продажам цифровых аудиоплейеров. По ее словам, в Европе двигателем рынка является Apple, на который приходится 60% всех продаж. “Но в России Apple пока не активизировался, – говорит Гуляева, – если бы он обратил внимание на российский рынок, тот развивался бы намного быстрее”.