Bunge укрепляется в России


О сделке компании сообщили вчера в совместном заявлении. Как рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров Bunge Альберто Вайсер, они договорились с ЭФКО о покупке 25% в двух компаниях – ОАО “Эфирное” (ОАО “ЭФКО”) и ООО “ЭФКО-Слобода”. Финальная структура сделки станет известна после того, как компании получат одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Обсуждать сотрудничество компании начали примерно год назад, когда Bunge приняла решение производить масло на территории России, а не импортировать с Украины (сейчас “Олейна” производится на Днепропетровском МЭЗе), объясняет Вайсер. А в мае 2005 г. стало известно, что компания обратилась в ФАС за одобрением “договорных отношений между Bunge и ЭФКО”, собираясь купить у ЭФКО зерновую “дочку” “Дара” в Воронежской области и построить на ее территории свой маслоэкстракционный завод (МЭЗ) ценой в $130 млн. Получить комментарии председателя совета директоров ЭФКО Валерия Кустова вчера не удалось. Но в распространенном от его имени заявлении говорится, что ведущие менеджеры Bunge будут “участвовать в разработке стратегии” ЭФКО, а сама российская компания сможет использовать на своих заводах “самые перспективные технологические и технические решения”.

Сумму сделки стороны не раскрывают. Источник в ЭФКО, просивший не называть его имени в печати, говорит лишь, что пакет был продан “по рыночной цене”. Но в том, какова она, аналитики расходятся. По подсчетам аналитика UFG Алексея Кривошапко, весь холдинг ЭФКО стоит около $200 млн, а четверть его могла обойтись Bunge в $50 млн. Но старший аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов считает, что за долю в ЭФКО Bunge заплатила около $20 млн без учета долгов компании перед банками.

Говорить о доведении доли Bunge в ЭФКО до контроля, по словам Вайсера, “пока преждевременно”, но американцы “надеются на долгосрочное сотрудничество”. Источник в ЭФКО уверяет, что “акционеры компании продавать пакет больше 25% не планируют”. “Исходя из того, что известно рынку, прямого смысла покупать 25% ЭФКО для Bunge нет, – рассуждает гендиректор торгового дома W.J. Алексей Коломин. – Ценен был бы контроль”. Продавать контроль над компанией акционерам ЭФКО было бы выгодно “через пару лет”, когда цена повысится, говорит Ибрагимов. Но он не исключает и другого пути – проведения IPO компании. Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько возражает, что “ЭФКО – самодостаточная компания, для которой стратегическое партнерство выгоднее, чем продажа контроля”.

Существенных последствий для рынка наблюдатели пока не ждут. “Де-факто сделка произошла несколько месяцев назад, так что рынок ее уже переварил, – считает Рылько. – По сути речь идет лишь о стратегическом партнерстве”. А Коломин говорит, что для рынка гораздо более существенным событием будет запуск Bunge МЭЗа в Воронеже.