ВЕКТОР


Бумажный самолетик

Вчера глава Роспрома Борис Алешин рассказал о первом проекте, который разрабатывается для Объединенной авиастроительной компании (ОАК). По его словам, в рамках ОАК началась работа по созданию гражданского самолета следующего поколения. Им призвана стать ближнесреднемагистральная машина на 130–170 мест, чьи комплексно-технико-экономические характеристики на 20–25% превысят показатели современных летательных аппаратов. России в проекте уготована роль системного интегратора.

Согласно концепции, которая, по словам главы Роспрома, уже согласована заинтересованными министерствами и направлена на рассмотрение в администрацию президента, проект должен иметь международную коммерциализацию и претендовать на занятие более 20% рынка в своем классе. В концепции уточняется, что разработка ведется исходя из опыта по проектам самолетов RRJ и МС-21.

Между тем и тот и другой проекты, равно как и создание самой ОАК, до сих пор существуют только на бумаге. Российский региональный самолет RRJ планируется начать производить с конца 2007 – начала 2008 г., сертификация МС-21, который призван заменить Ту-154, намечена на 2011–2012 гг. Реализация нового проекта, очевидно, будет отложена на еще более дальнюю перспективу. Впрочем, по мнению отраслевых экспертов и участников рынка, новый проект не так уж и нов. Представитель одной из авиастроительных компаний отмечает, что по заявленным характеристикам новая машина ничем не отличается от МС-21. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко предполагает, что речь, по сути, идет об одном и том же проекте, с той лишь разницей, что к реализации второго будут привлечены иностранные партнеры.

Рыба!

Еще весной управляющая компания проекта “Сахалин-2” Sakhalin Energy объявила о намерении привлечь до конца года кредит на $5 млрд для реализации второго этапа проекта “Сахалин-2” у японского JBIC, американского EximBank, ЕБРР и английского отделения по экспортным гарантиям ICGD. Летом ЕБРР решил повременить с кредитованием проекта из-за жалоб экологов на несоблюдение норм при строительстве трубопровода от месторождений к заводу СПГ. А вчера независимый орган по рассмотрению жалоб ЕБРР пришел к выводу, что жалоба рыбодобывающих предприятий на загрязнение окружающей среды должна быть признана приемлемой для рассмотрения банком при принятии реше ния о финансировании проекта. На этот раз несколько компаний недовольны тем, что возведение причалов и дноуглубительные работы в районе залива Анива приводят к сокращению улова и негативно влияют на качество рыбопродукции. Несмотря на то что сумма кредита от ЕБРР вряд ли превысит $500 млн, к его решению прислушаются и другие финансовые институты. В случае отказа ЕБРР и других банков кредитовать проект компании придется продолжить финансирование за счет акционерного капитала, а при положительном решении экологи могут лишиться одного из мощных рычагов давления.