ВОПРОС ДНЯ: Где взять “совесть нации”?


Хороших, достойных людей в России тысячи. В том, что о них никому не известно, виноваты СМИ. Я благодарен тем [респондентам], кто назвал меня. Но я работаю точно так же, как работают многие тысячи врачей.

Леонид Рошаль, врач

Отсутствие морального авторитета – не признак болезни, а признак выздоровления нации. Проблема “совести нации” возникает в условиях жесткого противостояния. Скажем, между тоталитаризмом и антитоталитаризмом. В обществе демократическом, где каждый отвечает сам за себя, делает свой выбор, не нужна промежуточная инстанция между Богом и человеком в виде морального авторитета. Можно ли назвать таких авторитетов для США, Великобритании, Франции? Вождь нужен только коллективистским группам вроде скинхедов, “Наших”, но они в меньшинстве.

Валерий Островский, свободный политолог, Санкт-Петербург

Наше общество серьезно больно. Насаждаемая СМИ западная культура привела к всеобщему поклонению золотому тельцу и заставила забыть о духовных ценностях. Люди известные, которые изо дня в день мелькают на телеэкранах, в действительности авторитетами не являются. Часто это просто ловкие дельцы. Должна быть программа, поддерживаемая государством, направленная на пропаганду духовных ценностей, рассказывающая о наших достойных современниках.

Юрий Мамин, режиссер, Санкт-Петербург

Если сейчас таких людей нет – это не значит, что их не будет. Власти постепенно ведут снова к “совку”, когда возникнет необходимость в духовных лидерах. Надеюсь, они вырастут из оппозиции, как Сахаров, и из духовной сферы, как Солженицын. Пока же общество в спячке. Моральных лидеров родом из власти мы не видим – представители власти фальшивы, их славословия расходятся с реальностью. А голоса оппозиции всеми средствами глушатся властью. Приведу такой пример: в последней поездке гостиница в Томске просто отказалась селить меня – из опасения дать кров оппозиционеру. В Томске, Новосибирске вузы отказались дать мне и Хакамаде возможность выступить перед студентами.

Владимир Рыжков, депутат Госдумы

Таких людей много, просто на них не висит этикеток. А не знают их потому, что такие люди не стремятся к публичности, а спокойно делают свое дело. Сахаров в свое время шел против власти. Авторитетом же он стал, когда обстоятельства изменились и о нем все узнали. Сейчас таких резких поворотов в общественной жизни нет. Да и у большинства просто нет информации о потенциальных духовных лидерах.

Анетта Басс, директор Самарского областного художественного музея