ЦИФРА НЕДЕЛИ: 40%. Для своих


Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин продолжает борьбу с оттоком фондового рынка за рубеж. Тактика регулятора предельно проста. Сводится она к тому, чтобы так или иначе заставить компании, которые хотят разместить свои ценные бумаги на западных биржах, сначала сделать это в России.

Разместить депозитарные расписки можно только с разрешения ФСФР. Сейчас у нее два требования к эмитентам: объем выпуска не должен превышать 40% уставного капитала компании, а акции должны присутствовать в котировальном листе хотя бы одной российской биржи.

Но работают эти правила плохо. Кто сомневается, попробуйте купить акции АФК “Система” или “Пятерочки”. “Система” вывела свои акции в РТС и на МФБ, но реально они там не торгуются. А владельцы “Пятерочки” и вовсе продали на бирже акции голландской компании, на которую российские законы не распространяются.

Теперь ФСФР хочет предложить иностранным компаниям, большая часть бизнеса которых сосредоточена в нашей стране, выпускать российские депозитарные расписки. А 40%-ное ограничение на объем расписок заменить “плавающим”, размер которого будет зависеть от объема бумаг, обращающихся в России.

Настойчивость Вьюгина можно понять. Если несколько лет назад борьба с оттоком рынка на западные биржи была в значительной степени имиджевым вопросом, то теперь это без преувеличения одна из основных задач экономической политики. Дело не только в том, что компании наконец стали использовать фондовый рынок по назначению – для привлечения денег. Главное – от его состояния зависит успех пенсионной реформы. Переход к накопительной системе – единственный шанс избежать коллапса пенсионной системы. Но чтобы россияне смогли скопить себе на старость, “пенсионные” деньги надо куда-то вкладывать. Реформа только началась, и пока наш рынок способен “переварить” эти средства, но уже через несколько лет он не справится с лавиной пенсионных денег. Они либо надуют на рынке гигантский “пузырь”, либо будут лежать мертвым грузом, не принося дохода будущим пенсионерам.

Так что спору нет – акции российских компаний нам и самим пригодятся. Смущают только методы, которыми ФСФР пытается удержать их в России. Почему компаниям должны указывать, кому продавать свои акции? Вот Минфин, опасаясь за платежный баланс, грозил ограничить внешние займы российских компаний, но не стал этого делать.

Сохранить рынок внутри страны можно, снизив риски. Создать наконец Центральный депозитарий, принять закон об инсайде... Тогда придут многие из консервативных иностранцев и наши эмитенты перестанут смотреть на западные биржи.

А ограничения всегда можно обойти. Сейчас интерес к России высок, и рынок возвращается домой без пинков регулятора. “Домашние” IPO провели “Лебедянский”, “Седьмой континент” и др. Если год назад за рубежом совершалось 70% сделок с российскими бумагами, то сейчас лишь 50%.

Вьюгину досталась неблагодарная работа. Заставить эмитентов размещаться в России он не может – только уговорить. Если его уговоры возымеют действие, мы должны его поблагодарить.