Мало раздать долги


В начале сентября агентство Moody’s поставило рейтинг России на пересмотр в сторону возможного повышения. По методологии агентства это означает, что вероятность повышения составляет более 50%, а свое решение оно должно обнародовать в течение трех месяцев. Вчера главный аналитик Moody’s по России Джонатан Шиффер заявил, что Россия заслуживала бы более высокого рейтинга, если бы агентство опиралось только на количественные показатели – например, снижение внешнего долга. Но пересмотреть рейтинг мешает, в частности, неэффективная деятельность правительства, передает слова Шиффера агентство Reuters.

Moody’s ожидает, что общий объем внешнего долга России сократится к концу 2005 г. до 29,7% ВВП. В 2000 г. этот показатель составлял 63,5% ВВП, а сегодня он сравним с 21,5% ВВП у Южной Кореи, 39,8% у Литвы. Долговая динамика России сопоставима с показателями этих стран, имеющих рейтинг А3, отмечает Шиффер. Однако он указал на неэффективную работу правительства в области осуществления экономических реформ как на фактор, сдерживающий повышение рейтингов.

Оценка эффективности работы правительства в значительной степени опирается на мнения экспертов, отмечает Эдвард Паркер, директор группы суверенных рейтингов Fitch. Тем не менее качественные показатели учитываются наравне с количественными (размер долга, бюджетного дефицита/профицита и др.), хотя в разных странах в разные периоды времени первостепенное значение могут приобретать разные факторы, говорит он. Вместе с тем все агентства при оценке качественных факторов используют различные исследования, такие как индекс коррупции Transparency International, исследования Всемирного банка. “В индексе коррупции Россия – на последнем месте среди стран с инвестиционным рейтингом”, – говорит Хелена Хессел, ведущий аналитик S&P по Центральной и Восточной Европе (см. статью на стр. А1). При оценке уровня кредитного рейтинга в Moody’s учитывают, каким образом сложившиеся политическая и юридическая системы способствуют созданию богатства в стране и увеличению инвестиций; компетентность и опыт чиновников, в особенности среднего уровня, поскольку от них зависит проведение в жизнь экономических инициатив правительства; степень политизированности госинститутов, например ЦБ. В S&P, которое считается самым консервативным агентством, рассматривают 10 показателей, по которым стране присваиваются оценки от 1 до 6. В их числе политическая стабильность, структура и рост экономики, финансовые возможности правительства по наполнению бюджета и обслуживанию долга, размер частного и госдолга. “У России низкая оценка за политическую стабильность. Но речь не столько о рисках (положение правительства достаточно прочно), сколько об очень слабой институциональной структуре, непредсказуемой регулирующей системе, избирательном применении закона, слишком персонализированных отношениях между бизнесом и правительством. По структуре экономики оценка тоже достаточно низкая, так как она слабо диверсифицирована”, – говорит Хессел.

Российские эксперты согласны с претензиями рейтинговых агентств. “У правительства нет внятной политики, – признает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – Проблема в том, что оно слишком неоднородное, по многим вопросам нет консенсуса, а иногда члены кабинета опускаются до банальных перебранок на потеху публике”.