Спастись от банкротства


В понедельник вечером Refco договорилась о продаже подразделения, работающего с производными инструментами, фонду прямых инвестиций J.C. Flowers за $768 млн. Компания также объявила о банкротстве и обратилась в суд за защитой от кредиторов, поэтому для проведения сделки с J.C. Flowers потребуется одобрение суда. J.C. Flowers покупает подразделение немного дороже его балансовой стоимости, равной $750 млн; в компании надеются, что “кризис доверия” завершится и при новом собственнике клиенты, покинувшие Refco, вернутся.

Всего неделю назад Refco с 200 000 клиентов считалась одним из главных игроков на рынке товарных и финансовых фьючерсов, а теперь она вынуждена продавать ключевое подразделение, чтобы спасти его от банкротства. По словам источника, инвесторы уже вывели из него 20% своих средств: за считанные дни активы подразделения по работе с производными инструментами, составлявшие $4,1 млрд, сократились на $850 млн.

Как правило, клиенты Refco переводят средства на счета ее конкурентов: Calyon Financial, Fimat Group, ABN Amro Global Futures, Man Financial и Prudential Financial Derivatives. Представитель одной из этих компаний признает, что в нее обратились 60 клиентов Refco с $400 млн на счетах. В Fimat, по словам генерального советника Гари де Вааля, выпущено специальное обращение к сотрудникам с призывом вести себя “профессионально” и не пытаться воспользоваться ситуацией для обогащения компании: “Мы призываем всех работать с потенциальными клиентами и сотрудниками профессионально, не уподобляться стервятникам и не распространять сплетни”.

На прошлой неделе Refco заморозила операции двух других подразделений: Refco Capital Markets (операции на внебиржевом рынке, включая выдачу кредитов под залог ценных бумаг) и брокерско-дилерского подразделения Refco Securities.

Среди крупнейших инвесторов Refco, рискующих потерять средства, – Bank fur Arbeit & Wirtschaft, купивший в 1999 г. 10% акций брокера. Именно этот банк, по словам источника, знакомого с положением дел в Refco, выдал Беннетту ссуду, чтобы он мог вернуть компании свой долг в $430 млн (Беннетт сделал это сразу же после того, как разразился скандал). Материнская компания банка, австрийская Bawag PSK Group, признает, что долг Refco перед банком составляет $511 млн, но утверждает при этом, что “для развития банка он не представляет угрозы”.

Несмотря на скандал, Refco остается привлекательным активом. Уже когда завершались переговоры с J.C. Flowers, о своем интересе к Refco заявила Dubai Investments. Она готова купить Refco целиком за $1 млрд; примерно столько составляет капитализация компании после того, как торги ее акциями, упавшими на 70%, были остановлены.

Облигации Refco сейчас стоят 40% от номинала (в пятницу – 34%).; до начала скандала они стоили 100,8% от номинала.

Фонд J.C. Flowers, купивший подразделение Refco, управляет $1 млрд и имеет успешный опыт приобретения финансовых компаний. В консорциуме с другими инвесторами он выкупил испытывавший трудности Long-Term Credit Bank of Japan, дела банка привели в порядок и дали новое название – Shinsei Bank. (WSJ, FT, 18.10.05, Татьяна Бочкарева)