ФНС напала на золотую жилу

Дело Алексеева и Мишина выросло из проверок банков, торгующих золотом/ Д. Гришкин

Как сообщил сотрудник Замоскворецкого суда, уголовное дело (статья 290 часть 4 УК) возбуждено прокуратурой Москвы по заявлению председателя совета директоров банка “Российский капитал” Алексея Иващенко. По информации следователя по особым делам прокуратуры Ильи Малофеева, Алексеев (замначальника управления кредитных организаций ФНС) в сговоре с Мишиным (ведущий юрисконсульт МГТУ) вымогали у банка взятку в $5,3 млн. И были задержаны в отеле “Балчуг Кемпински Москва” при передаче $1 млн. А на рабочем месте Мишина сотрудники ФСБ нашли еще $1 млн наличными – неизвестного происхождения. Мишин, по словам источника в прокуратуре, был посредником при встрече банкира и чиновника и должен был помочь оформить снятие претензий налоговиков к “Роскапиталу”. В самом банке отказались подтвердить эту информацию.

“Роскапитал” с осени прошлого года пытался в арбитражном суде (копии решений – в распоряжении редакции) оспорить претензии межрайонной инспекции ФНС № 44 г. Москвы по выплате НДС за 2001–2002 гг. и набежавших штрафов и пеней, всего на 2,1 млрд руб. – почти четверть активов банка.

Налоговики указывают, что “Роскапитал” не учел на лицевых счетах более 133,3 млн лигатурных грамм драгметаллов (золото, серебро, платина и палладий) стоимостью 5,6 млрд руб., которые были им приобретены по межбанковским сделкам у 13 банков: Номос-банка, банков “Платина” и “Еврокредит”, “Зенита”, Первого республиканского банка, ИБГ “НИКойл”, Москомприватбанка, Газпромбанка, МДМ-банка, СВА-банка, Ланта-банка, “ЦентроКредита” и Росбанка. Одновременно “Роскапитал” заключал договоры комиссии с юрлицами и предпринимателями без образования юрлица (ПБОЮЛ), по которым за их счет, но от своего имени совершал куплю-продажу драгметаллов. Сделки с конечными покупателями банк также не отражал в своем учете, пишут налоговики. По их оценке, банк в 2001–2002 гг. купил более 96% драгметаллов без включения в их стоимость НДС и реализовал их тоже без НДС – в нарушение закона.

Продажа драгоценных металлов не облагается НДС, если металл не покидает сертифицированные хранилища (банковские, Гохрана или Центробанка), а также при экспорте, говорит вице-президент МДМ-банка Василий Заблоцкий. Кроме того, при комиссионной сделке НДС уплачивает банк-продавец, рассказывает другой банкир. Но в случае с “Роскапиталом” металл не попадал в его хранилище, а тут же передавался третьему лицу и банк не уведомлял своих коллег-контрагентов, что совершает сделку на комиссионной основе, указывают банкиры. “Контрагенты “Роскапитала” также не должны были уплачивать НДС, поскольку продавали металл банку, не зная, что он действует в интересах третьего лица”, – отмечает один из них. И добавляет, что ФНС ничего не оставалось, как на основе договоров с контрагентами опротестовать наличие комиссионных сделок “Роскапитала”: “Если сделка не комиссионная, плательщиком НДС становится “Роскапитал”.

Три арбитражные инстанции согласились с налоговиками. Девятый арбитражный апелляционный суд в январе 2005 г. пришел к выводу, что агентские договоры – фикция, а на самом деле “Роскапитал” приобретал драгметаллы для себя, а затем перепродавал их. В подтверждение судьи указали, что в договорах “Роскапитала” с некоторыми из банков прямо говорилось, что он действует в собственных интересах, а не по чьему-либо поручению. Суд ссылается на показания сотрудника “Номос-банка”, что фактически золото забирали представители “Роскапитала”, а о том, что они действовали в интересах других лиц, “Номос” ничего не знал.

Налоговикам будет очень сложно доказать, что сделка по поручению была мнимой, а на самом деле банк покупал и продавал золото, считает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. У налоговиков нет оснований переквалифицировать сделки – “Роскапитал” действовал с разумной целью, а поручители не были взаимосвязанными с ним лицами, считает старший юрист CMS Hasche Sigle Игорь Шиков. Логичнее было бы предъявить эти требования тем, у кого “Роскапитал” покупал золото, говорит он.

По словам источника в МВД, помимо “Роскапитала” налоговые органы проверяли в последнее время еще несколько банков, торгующих драгметаллами, и “дело Алексеева и Мишина выросло из этих проверок”. Проверки прошли практически во всех банках, работавших с “Роскапиталом”, говорит менеджер одного из них. “Скорее всего, у налоговой появилась информация, что “Роскапитал” использует схему по уходу от НДС, – рассуждает другой банкир. – И она стала проверять его операции”.

В одном из банков, столкнувшихся с проверкой, “Ведомостям” сказали, что на самом деле “Роскапитал” был использован для ухода от уплаты НДС структурами, в интересах которых он действовал как комиссионер. А налоговики просто не захотели углубляться в проблему.