Инвесторы боятся инфляции


Дорогая нефть и избыточная рублевая ликвидность, поддерживающие российский рынок, отошли на второй план, отмечает начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов; теперь всех больше интересует соотношение притока и оттока средств в фонды развивающихся рынков. Падение продолжится, полагает Суверов, но во второй половине ноября нас ждет консолидация, а ближе к концу года рост возобновится. “Мы найдем дно, и скоро, – убежден Кантарович. – Российский рынок уже не перегрет, и, если исходить из того, что в ближайший год цены на нефть будут выше $50 за баррель, он выглядит очень крепким”. Все, что ниже 900 пунктов по индексу РТС, интересно для фундаментальных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения, добавляет Кантарович. (Использованы материалы FT.)

Падение началось во вторник после публикации в США данных по росту цен производителей и весьма жестких заявлений руководителей Федеральной резервной системы по поводу ее дальнейших действий в области денежной политики. Индекс Dow Jones потерял 0,6%, NASDAQ Composite – 0,7%; вчера к середине дня они снизились еще на 0,2% и 0,3%. Продолжили падение и акции европейских компаний, начавшие дешеветь накануне вслед за американскими. Все 18 западноевропейских рынков открылись в минус, и к концу дня падение индекса европейских акций Dow Jones Stoxx 600 составило 1,5%. Японский индекс Nikkei упал на 1,7%.

Индекс цен производителей США вырос в сентябре на 1,9%; это самый значительный скачок за последние 15 лет. На прошлой неделе Минтруд уже огорчал инвесторов, сообщив о росте потребительских цен на 1,2% (максимальный показатель за последние 25 лет). Правда, в обоих случаях базовая инфляция (без цен на энергоносители и продукты питания) остается низкой. Однако “высокие цены на энергоносители обычно начинают влиять на показатели инфляции через достаточно большой промежуток времени, месяцев 6–12”, так что ФРС не считает битву с инфляцией оконченной, полагает начальник отдела анализа консалтинговой фирмы 4Cast Алан Раскин.

ФРС до сих пор говорила, что будет поднимать ставки “постепенно” (эвфемизм для повышения на 0,25 пункта на одном заседании). Во вторник заместитель председателя ФРС Роджер Фергюссон заявил, что пока они, видимо, будут расти именно такими темпами, но “рост может ускориться, если инфляционное давление окажется сильнее, чем ожидалось”. Беспокойства рынку добавило сообщение Eurostat о том, что инфляция в еврозоне в сентябре составила 2,6% в годовом исчислении (самый высокий показатель с июня 2001 г.).

Повышение процентных ставок – тем более быстрое – может замедлить рост экономики. Такие перспективы всегда негативно сказываются на рискованных активах – акциях и бумагах развивающихся рынков. По данным ежемесячного опроса управляющих фондами, проводимого State Street Global Markets, индекс уверенности инвесторов упал в октябре до самого низкого уровня за прошедший год. Профессор Гарвардского университета Кен Фрут, участвующий в составлении индекса, объясняет это “беспокойством относительно перспектив роста экономики и растущим осознанием того, что период мягкой денежной политики, проводившейся ведущими центробанками мира, близится к завершению”.

Настроения западных инвесторов сказываются и на российском рынке: индекс РТС вчера упал на 3,9% до 882,1 пункта. “Беда у всех одна”, – говорит стратегический аналитик “Атона” Алекс Кантарович. По сравнению с рекордными 1045 пунктами, зафиксированными при закрытии торгов 4 октября, индекс РТС потерял 15,6%.