Птичий грипп приближается к Москве


Подозрения о том, что вспышка птичьего гриппа зафиксирована в области, граничащей с Московской, появились еще 14 октября: в Яндовке Ефремовского района начала гибнуть домашняя птица. Вчера областной департамент здравоохранения объявил, что в нескольких пробах, взятых в селе, найден штамм вируса H5N1 – того самого, который летом свирепствовал в Сибири. К вчерашнему вечеру, по официальным данным, были инфицированы 493 из 3000 домашних птиц в Яндовке, 220 из них погибли. Вся птица, как рассказал “Ведомостям” представитель пресс-службы обладминистрации Игорь Ивченко, уничтожается, а вокруг села выставлены семь кордонов милиции, проверяющих, чтобы местные жители не пытались вывезти птиц из зоны заражения. Сегодня, по его словам, уничтожение планируется завершить. А по словам представителя управления МЧС по Тульской области Елены Бутыриной, обладминистрация “ведет переговоры с местными жителями о выкупе заболевших птиц по цене 100 руб. за курицу и 300 руб. за гуся”.

В Тульской области работают восемь птицефабрик. Одна из них – “Ефремовское” (специализируется на производстве яйца) – расположена в том же районе, что и Яндовка. Связаться с представителями птицефабрики вчера не удалось, но владелец компании “Моссельпром” Сергей Лисовский (у нее есть птицефабрика на границе Тульской и Московской областей) рассказывает, что еще во вторник птицефабрику посетила специальная комиссия. А Ивченко говорит, что дополнительные меры безопасности на “Ефремовском” были приняты еще до того, как пришло подтверждение о наличии вируса, – например, сотрудникам предложено продать всю домашнюю птицу на убой и до окончания эпидемии перейти на работу вахтовым методом.

Представители других крупных птицефабрик, расположенных в области, говорят, что поводов для паники нет. Например, на фабрике “Тульский бройлер” (входит в группу “Агрохолдинг”) ограничен доступ на фабрику, усилена работа санитарных заслонов и дезинфицирующих барьеров и ведется отстрел домашней птицы, рассказывает пресс-секретарь “Агрохолдинга” Константин Комков. А Лисовский считает, что “на промышленном предприятии и делать ничего дополнительно не надо – все необходимые санитарные мероприятия уже заложены в технологию”.

“Это [обнаружение вируса в европейской части страны] то, чего мы больше всего опасались”, – говорит исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Именно здесь сосредоточены основные современные крупные производственные комплексы, напоминает он. Но до тех пор, пока вирус не добрался до промышленного производства, волноваться все же рано, считает он.

Правда, и такой эпидемии в европейской части страны может оказаться достаточно, чтобы напугать покупателей отечественного мяса птицы. Во время недавних эпидемий ящура, коровьего бешенства и куриного гриппа за границей потребление отечественного мяса даже росло, вспоминает коммерческий директор группы компаний “Виктория” (владеет сетями магазинов “Виктория”, “Квартал” и “Дешево”) Сергей Венедесюк. Но теперь ситуация обратная – “это уже близко и ощутимо” для рядового покупателя, говорит он. К тому же если будет объявлен карантин на каких-нибудь из крупных птицефабрик, магазинам может оказаться недостаточно отечественной курицы.

Юшин считает, что заметного изменения структуры спроса на мясо птицы можно ждать, если тульский очаг заражения не удастся локализовать быстро. “За один день вряд ли что-нибудь изменится, но, если это продлится несколько недель, психологический фактор может появиться”, – говорит он. В Новосибирске, например, во время летней эпидемии в магазинах стали активнее покупать отечественную курицу, но не местного производства, вспоминает представитель союза. А Альберт Давлеев, глава российского офиса USAPEEC, считает, что от эпидемии могут пострадать все участники рынка птицы: “Покупатель не будет разбираться, российская курица или импортная, и перейдет на говядину, свинину или колбасу”.