Путь открыт


В конце сентября “Газпром” договорился с Millhouse Capital о покупке 72,7% акций “Сибнефти” за $13,091 млрд. По условиям сделки сам “Газпром” получит около 56% акций “Сибнефти”. Вместе с акциями, которые он выкупит у Газпромбанка, его пакет составит 59,016%. Еще примерно 16% акций останутся в собственности голландской “дочки” “Газпрома” – Gazprom Finance B.V. Синдикат западных банков уже подписал с монополией документы на предоставление ей $13,1 млрд. Вчера в “Газпроме” утверждали, что ждут поступления средств и собираются закрыть сделку в ближайшие дни.

Больше у “Газпрома” нет для этого препятствий. Вчера Федеральная антимонопольная служба сообщила, что дала свою санкцию на сделку. Gazprom Finance B.V. разрешено выкупить 72,663% акций “Сибнефти”, “Газпрому” – 56% акций, а группе “Газпром” увеличить долю в “Сибнефти” до 75,679%.

Однако ФАС выставила “Газпрому” поведенческие условия, касающиеся рынка нефтепродуктов. В частности, покупатель “Сибнефти” обязан “не допускать дискриминации” других поставщиков при оказании услуг по переработке нефти и хранению нефтепродуктов. “Газпрому” также запрещено без технологических причин останавливать НПЗ и ограничивать работу “сторонних” поставщиков нефтепродуктов в регионах, где “Сибнефть” “занимает доминирующее положение”.

“Сибнефть” владеет Омским НПЗ, который в последние три года компания полностью загружает сама, и 39% акций в Московском НПЗ, на который поставляет нефть вместе с партнерами, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Кроме того, у компании развитая сбытовая сеть, особенно в Западной Сибири и на Урале.

До сих пор у “Сибнефти” не было специальных ограничений со стороны ФАС, говорит представитель компании, хотя она занимает значительную долю рынка нефтепродуктов в нескольких регионах Урала и Западной Сибири, в частности в Омской, Свердловской и Кемеровской областях. По его словам, антимонопольные органы предъявляли компании претензии по ценообразованию в Омске, но ситуацию удалось разрешить миром. А проблем со сторонними поставщиками топлива у “Сибнефти” никогда не было. Предписания ФАС существенно не изменят производственную деятельность компании, резюмирует представитель “Сибнефти”.

А вот ограничений, связанных с газовым рынком, “Газпром” не получил. В ФАС это объясняют тем, что у “Сибнефти” нет значительных газовых активов. “Сибнефть” действительно производит немного газа, поэтому синергетического эффекта от поглощения “Газпром” не получит, соглашается аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. По его мнению, решение ФАС вообще вряд ли в чем-то ограничит “Газпром”. Это формальные ограничения, которые и без того прописаны в антимонопольном законодательстве, добавляет близкий к совету директоров “Газпрома” чиновник. С этим соглашается и сотрудник самой монополии.