ВЕКТОР


Угольный заем

Вклад угольного и металлургического бизнеса в прибыль Evraz Group вскоре может стать не хуже, чем у “Мечела”, у которого на уголь приходится 70–90% заработков. Вчера “Евраз” объявил о намерении разместить уже третий по счету выпуск еврооблигаций. Лид-менеджерами и букраннерами назначены ING и UBS Investment Bank. Road show выпуска пройдет 26 октября – 2 ноября, а его возможные объемы аналитики оценивают в $300–600 млн. Хотя в пресс-релизе “Евраза” утверждается, что деньги пойдут на рефинансирование долгового портфеля, ввести в заблуждение группе никого не удастся. Большинство экспертов уверены, что деньги понадобились на покупку у своих акционеров 50% акций “Южкузбассугля” – крупнейшего угольного актива, находящегося под их контролем. Ведь и первые два выпуска облигаций “Евраз” также делал для консолидации активов на своем балансе. К примеру, трехлетние облигации на сумму $175 млн, привлеченные в сентябре 2003 г., были потрачены на выкуп у акционеров акций Высокогорского ГОКа, покупку активов Новокузнецкого меткомбината, доли в Новороссийском порте и акций шахты Распадская. А второй выпуск – на $300 млн пошел на консолидацию Качканарского ГОКа. То, что к IPO “Евраз” подошел без доли в “Южкузбассугле” на балансе, многие эксперты до сих пор считают ошибкой. Угольный бизнес сейчас намного рентабельнее металлургического, и самое время это упущение исправить.

Next stop – Россия

Бермудскому фонду IPOC, воюющему с “Альфа-групп” за блокпакет третьего сотового оператора России – “МегаФона”, впору сменить стратегию. Когда в августе 2003 г. “Альфа” объявила о приобретении акций “МегаФона”, претендующий на них IPOC сильно рассчитывал на поддержку заграничных судов. Как оказалось, напрасно. За два года с лишним фонд одержал всего одну важную победу – доказал, что по праву претендует на 23,3% спорного блокпакета (т. е. примерно на 6% акций “МегаФона”). И уже потерпел как минимум одно серьезное поражение – суд Британских Виргинских островов, где IPOC пытался признать “Альфу” недобросовестным приобретателем, отказался рассматривать иск фонда. Попытка IPOC опротестовать это решение в Лондоне, похоже, тоже провалится (см. статью на стр. Б8). В этом случае уже через месяц фонд может расстаться с последней надеждой получить заветный блокпакет – 18 ноября островной суд снимет двухлетний запрет, не позволявший “Альфе” распоряжаться акциями “МегаФона”, и она может перепродать их.

Поэтому логично ожидать, что в ближайший месяц IPOC разовьет бурную деятельность в России. До сих пор здесь хозяйничала “Альфа” – все решения, принимавшиеся российскими судами и связанные с конфликтом акционеров “МегаФона”, неизменно выходили в ее пользу. Но у IPOC тоже есть свои рычаги воздействия. Этот фонд тесно связан с питерским холдингом “Телекоминвест” (у них общие владельцы), учрежденным в свое время по инициативе Леонида Реймана, нынешнего министра информтехнологий и связи. Ни владелец IPOC и “Телекоминвеста” Джеффри Гальмонд, ни сам Рейман не скрывают дружеских отношений. Так что вряд ли стоит удивляться, если какая-нибудь из принадлежащих “Альфе” российских телекоммуникационных компаний вдруг вызовет недовольство у отраслевых чиновников.