Фондовый рынок вернулся домой

С. Николаев

В сентябре соотношение объема торгов российскими бумагами на российских и иностранных биржах составило 63,5% на 36,5%, как следует из статистики, подготовленной для Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) биржей ММВБ. Год назад картина была почти прямо противоположной – 75% торгового оборота приходилось на западные площадки, а 25% – на российские. Поэтому ФСФР направила все силы на борьбу с оттоком рынка, прежде всего на то, чтобы российские эмитенты размещали свои бумаги на местном рынке, а не за рубежом.

Эксперты ММВБ считали только биржевые обороты, уточняет гендиректор биржи Александр Потемкин, а эксперты Центра развития фондового рынка (ЦРФР), данные которого ФСФР использовала раньше, учитывали и приблизительные объемы внебиржевых сделок. А Вьюгин предполагает, что сегодня объем торгов российскими бумагами в России и за рубежом примерно одинаковый – 50% на 50%. Но он рад даже этому: “Это здорово – оказывается [фондовый] рынок уже возвращается в Россию”.

Картина изменилась благодаря резкому росту объема торгов на российских биржах, отмечает Потемкин. В январе на российских и западных площадках он оказался практически одинаковым – $5,6 млрд. К октябрю наши биржи увеличили оборот вчетверо – до 22,7 млрд, а иностранные – всего вдвое до $13 млрд.

Вьюгин считает, что на российском рынке активизировались иностранные инвесторы. Он напоминает, что весной и летом инвестфонды стали наращивать объемы российских бумаг в своих портфелях, обратив внимание на бешеный рост цен на нефть и кредитные рейтинги инвестиционного уровня, присвоенные России всеми международными рейтинговыми агентствами. По мнению руководителя ФСФР, многие фонды спешили сделать покупки и предпочли депозитарным распискам местные акции, так как конвертация акций в ADR или GDR занимает много времени. С ним согласен и Потемкин: он уверен, что иностранцам стало комфортнее на российском рынке – здесь они могут найти гораздо больше ликвидных российских бумаг, чем на западных биржах. Привлекает их стабильность рубля, который постепенно укрепляет позиции по отношению к доллару.

Версию чиновников разделяют не все инвесторы – управляющий шведским фондом HQ Rysslandsfond Фредрик Коллиандер говорит, что рост оборотов на российском рынке обеспечили местные инвесторы. “Их активность стала на порядок выше, чем в прошлом году”, – говорит он. А его фонд по-прежнему покупает преимущественно депозитарные расписки. Дело в том, что в России нет центрального депозитария и вкладывать деньги в акции более рискованно, чем в расписки.

Российские бизнесмены действительно давно обратили внимание на бурно растущий фондовый рынок и решили прикупить себе российских акций – в первую очередь госкомпаний. В последнее время в числе акционеров “Газпрома” обнаружились владелец ГМК “Нафта-Москва” Сулейман Керимов (4,5% акций), холдинга “Уникор” Борис Иванишвили (1%). В портфеле Керимова есть и бумаги Сбербанка (5,3%). В акции “Газпрома” и Сбербанка $470 млн вложила Елена Батурина после продажи цементных заводов “Евроцементу”.

Управляющий фондами Kazimir Partners Дмитрий Крюков считает, что статистика ММВБ не отражает полной картины рынка – большая часть сделок с ADR и GDR проходит на внебиржевом рынке, говорит он. А оценить его объем очень сложно. Например, этим летом один иностранный банк торговал расписками “ЛУКОЙЛа” на $500 млн в день, вспоминает Крюков. “Но сам факт того, что большая часть биржевых торгов приходится на российские площадки, выгоден всем – брокерам, инвесторам и эмитентам”, – считает он. Доля российских бирж станет еще выше, как только в России станут сильнее частные пенсионные фонды, а ВЭБ начнет вкладывать пенсионные накопления в акции, уверен Крюков.