Гарант не нужен


Вчера в Москве прошло итоговое заседание российско-белорусской комиссии, которая занимается подготовкой проекта Конституционного акта российско-белорусского союза. До 15 ноября, пообещал спикер Парламентского собрания союзного государства Борис Грызлов, выйдя к журналистам после двухчасового совещания, проект документа будет представлен на рассмотрение Высшего госсовета. Источник “Ведомостей” в Парламентском собрании союзного государства полагает, что окончательная доводка проекта пройдет в рабочем порядке.

Однако основные контуры будущего союзного государства уже определены. У союза будет парламент, состоящий из двух палат. Палату представителей избирают напрямую: 28 человек от Белоруссии, 75 – от России. В состав Палаты союза войдут по 36 сенаторов и депутатов, делегированных государствами союза на паритетных началах. Высший орган исполнительной власти сохранит нынешнюю конфигурацию: его на ротационной основе будут возглавлять действующие президенты двух стран. Высший госсовет назначает премьера – сейчас эту должность занимает по совместительству премьер-министр России Михаил Фрадков.

Вопрос о том, появится ли у союзного государства самостоятельный президент, пока окончательно не закрыт: накануне госсекретарь союза Павел Бородин в интервью “Российской газете” заявил, что будущему государству необходима президентская вертикаль – в противном случае оно не будет эффективным. С ним не согласен экс-председатель парламентского собрания Геннадий Селезнев, под руководством которого работала комиссия прежнего созыва. На первом этапе Высшего совета вполне достаточно, считает экс-спикер: “Главное – должна быть исполнительная власть и парламент, который будет решать пусть небольшой круг вопросов в компетенции союзного государства. А потом жизнь покажет”. По сведениям Селезнева, попытки ввести пост избираемого главы государства сторонами вообще не предпринимались.

По мнению главы Независимого института выборов, экс-председателя ЦИК Александра Иванченко, это вполне естественно: “Народное волеизъявление вызывает опасения как в Белоруссии, так и в России. И российской, и белорусской бюрократии ближе бюрократические способы формирования государства”. Именно поэтому, считает Иванченко, российско-белорусский союз как способ пролонгации полномочий кого-либо из действующих президентов двух стран более не актуален: “противоречия между бюрократическими кланами настолько серьезны, что этот вариант для них опасен”.

С этим согласен депутат белорусского парламента прошлого созыва, кандидат в президенты Валерий Фролов. Вопрос о введении поста президента для Лукашенко будет означать прямую угрозу его “безграничной власти”, отмечает он. По мнению Фролова, это ставит под вопрос даже результаты референдума по Конституционному акту.

По прогнозам Бородина, этот референдум может пройти уже в следующем году. Председатель ЦИК РФ Александр Вешняков не столь оптимистичен: подобные прогнозы он считает преждевременными.

Директор белорусского Института практической истории Сергей Козловский утверждает, что в ближайшие полтора года у Конституционного акта мало шансов для принятия в Белоруссии. “Объединительная идея давно ушла в прошлое, к тому же в течение последних трех лет белорусская власть вела достаточно активную антироссийскую пропаганду”, – говорит он и добавляет, что проведенное весной этого года независимыми социологами в Белоруссии исследование показало, что, “кроме пожилых граждан, идея создания союзного государства ни у кого не вызывает энтузиазма”.