Пятое колесо


Компания EADS создана в 2001 г. в результате слияния трех европейских аэрокосмических компаний – германской DASA, французской Aerospatiale Matra и испанской CASA. EADS контролирует 75% акций в концерне Airbus, крупнейшем производителе магистральных авиалайнеров, а еще 25% в Airbus контролирует британская British Aerospace. Выручка компании в 2004 г. составила 31,8 млрд евро, численность персонала – около 110 000 человек. Кроме авиалайнеров EADS производит вертолеты, военные самолеты и ракеты, космическую технику.

Три топ-менеджера EADS – сопрезидент концерна Томас Эндерс, глава подразделения гражданских самолетов Airbus Густав Хумберт и ответственный за маркетинг, стратегию и международное сотрудничество Жан-Поль Гют посетили Москву 11–12 октября 2005 г. Как сообщил “Ведомостям” источник в Белом доме, во время визита они предложили правительству сделать Россию пятым членом консорциума в случае успешной реализации ряда предложенных проектов. Среди них не только сотрудничество в гражданском авиастроении, но и ряд военных программ, подтвердил источник, близкий к “Рособоронэкспорту”. Публично представители EADS и российского правительства говорят более осторожно. По словам главы представительства EADS в России Вадима Власова, во время визита менеджеров EADS они предложили российской стороне кооперационный пакет, включающий три крупных авиационных проекта. Речь шла об участии в создании нового авиалайнера А350, переделке в России в грузовые самолеты снимаемых с пассажирских линий лайнеров A320 и в создании пассажирского самолета нового поколения. Это предложение, по словам Власова, не исключает вхождение в перспективе России в EADS в качестве страны-участника “в случае успешной реализации этих проектов”.

Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, встречавшийся с европейцами, подтвердил, что речь шла об этих трех проектах. “Нам предстоит серьезный выбор. Надо определиться, сможем ли мы сами создать самолет нового поколения МС-21 на 130–170 мест или сможем сделать это только в кооперации либо с Boeing, либо с EADS”, – говорит Алешин. По его словам, окончательному выбору России должны предшествовать серьезные исследования, которые нельзя затягивать более чем на два года. При этом он уточнил, что “официального предложения” стать пятым членом EADS пока не было, но переговорщики “крутятся вокруг него”.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, стратегический альянс с EADS для спасения авиапромышленности абсолютно необходим, поскольку второй мировой гигант авиапрома – Boeing не нуждается в альянсе с Россией и никогда на него не пойдет. “Предложение вступить в EADS – это аванс, который еще предстоит отработать, в случае же отказа гибель остатков авиапромышленности произойдет в ближайшие годы”, – говорит эксперт. По его словам, членство в EADS в финансовом выражении значит куда меньше, чем проект Северо-Европейского газопровода, но с военно-политической точки зрения имеет куда большее значение. По мнению зампредправления Союза авиапромышленности Константина Крохина, европейцы – самый приемлемый для России партнер и конечное вступление в EADS – достойная цель, позволяющая сохранить отечественное гражданское авиастроение. “Военное авиастроение невозможно без гражданского, и могут встать вопросы безопасности, но их можно решить, оставив российскую военную авиастроительную компанию за рамками EADS. Так поступили во Франции, сохранив военную компанию Dassault”, – говорит Крохин.