$2 млрд за качество


Проблема качества нефти, поступающей в систему “Транснефти”, обсуждается уже много лет. Недавно дискуссию оживил президент Путин, заявив, что считает “не очень справедливым” разрыв в цене между марками Urals и Brent, которая сейчас составляет порядка $3. Члены рабочей группы при Минэкономразвития, куда входят чиновники всех экономических министерств и нефтяники, предложили свой вариант повышения качества экспортной нефти. Сырья с низким содержанием серы (меньше 0,9% на 1 т) в России добывается чуть более 40%, говорится в докладе министерства. Еще в 34% содержание серы составляет от 0,9% до 1,6%. В остальной нефти (110 млн т) объем серы превышает 1,6%. При этом скидка за качество, с которой продается российская нефть на европейском рынке, составляет $5,5 за баррель при цене в $50, а каждые 0,1% содержания серы дают дисконт в $0,25.

“Доведение экспортных объемов нефти до содержания серы ниже 0,9% даст значительный положительный эффект от повышения цены на мировом рынке”, – отмечается в докладе. Нефтяные компании получат дополнительные $2 млрд, а бюджет за счет налога на прибыль – $200 млн. Но для этого придется локализовать нефть разного качества, а для нового сорта выделить специальные маршруты транспортировки, говорится в докладе. А чтобы у компаний, добывающих высокосернистую нефть, появились деньги для ее переработки, им предоставят вычет по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в пределах $10 за 1 т в первые пять лет освоения месторождения.

По данным Росстата, в прошлом году Россия экспортировала 56% добытой нефти. Чтобы вся экспортная нефть была качественной, снизить содержание серы надо было бы в 78 млн т. Но простых технологий снижения содержания серы не существует, утверждает замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров, и поэтому “обессеривание можно будет производить только путем глубокой переработки”. К тому же технологии российских НПЗ не рассчитаны на переработку высокосернистой нефти – “Татнефть” только начинает строить первый завод. С ним согласен и аналитик ИК “Атон” Стивен Дашевский: при желании можно построить новые трубопроводы, но рынка сбыта для несмешанной татарской и башкирской нефти все равно не существует. По мнению Ягафарова, даже если у компании появятся дополнительные средства за счет льготы по НДПИ, она не сможет прийти на чужие НПЗ и потребовать переоборудовать мощности (cвоих НПЗ у “Татнефти” нет). А в “Транснефти” и вовсе считают, что проблемы смешивания разных сортов нефти не существует, говорит вице-президент монополии Сергей Григорьев. По его словам, из всей добываемой в России нефти только 77 млн т высокого качества, остальная – хуже Urals. Из них 67 млн т идет на экспорт, не смешиваясь с нефтью более низкого качества. Единственный способ улучшить качество российской нефти, по его мнению, – начать разрабатывать новые месторождения, где нефть изначально лучше.