ДОХОДНОЕ МЕСТО: История с реконструкцией


История с реконструкцией Большого театра началась в начале 90-х. Именно тогда российское правительство приняло решение обновить главную сценическую площадку страны, прославленную во всем мире. Работы запланировали вести в две очереди. Сначала – строительство комплекса зданий ГАБТ, включая сооружение филиала в ансамбле Театральной площади, Инженерного корпуса, Музея театра и комплекса вспомогательных реконструируемых объектов, затем – реконструкция исторического здания театра с увеличением его площади, в том числе за счет подземной части.

Поручить Москве

Заказчиком, генподрядчиком и генпроектировщиком по первой очереди строительства было назначено правительство Москвы. Оно же, в свою очередь, определило генподрядчиком “Моспромстрой”, а генпроектировщиком – “Моспроект-2”. Однако с принятием Бюджетного кодекса в 1998 г. право быть заказчиком объектов, строящихся на федеральные деньги, получили только федеральные органы власти. Около года российское правительство выбирало между Министерством культуры и Госстроем. Наконец 12 октября 2000 г. было подписано окончательное распоряжение в пользу Госстроя. Под его руководством и продолжалось строительство филиала театра, которое закончилось в конце 2002 г.

За два года до завершения первой очереди строительства, в конце 2000 г., власти планировали, как только новая сцена для Большого будет готова, сразу приступить ко второму этапу – реконструкции основного здания театра. Однако, говоря о сроках, правительство еще даже не определилось с заказчиком второй очереди. Кандидатами в данном случае были Минкультуры и Госстрой. Правда, в апреле 1999 г. уже был проведен тендер на разработку концепции реконструкции Большого – его выиграло ЗАО “Курортпроект”. Альтернативный проект, предложенный Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими, Минкульт и Госстрой раскритиковали.

Борьба за право “рулить”

Решение о том, что Минкультуры будет заказчиком работ по реставрации основного здания театра, было принято лишь в 2003 г. После чего министерство получило все законные полномочия по выбору управляющей компании проекта, которой предстояло провести самые важные подготовительные работы, а именно – тендер на выбор генподрядчиков. Такой компанией был выбран “Внешстройимпорт”. Однако избранник еще не успел приступить к работам, как Минкультуры получило письмо от Минэкономразвития о том, что управляющая компания не может быть назначена Министерством культуры, а должна быть выбрана на тендере.

В июле 2004 г. заказчик реконструкции Большого театра – ФГУП “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” при Федеральном агентстве по культуре и массовым коммуникациям, следуя рекомендации МЭРТ, провело конкурс по выбору управляющей компании. Кроме “Внешстройимпорта” в нем участвовала компания “Техноинторг”, которая и стала победителем тендера.

Тогда в октябре 2004 г. “Внешстройимпорт” направил в московский арбитраж иск против дирекции с просьбой признать результаты конкурса недействительными. Истец ссылался на то, что конкурс был проведен неправильно. Этот иск суд не удовлетворил, однако “Внешстройимпорту” удалось оспорить решение в Девятом арбитражном апелляционном суде.

В начале февраля 2005 г. суд признал недействительным договор между дирекцией и “Техноинторгом”, что грозило отодвинуть реконструкцию Большого на неизвестный срок. При таком сценарии в центре Москвы может появиться долгострой, высказывал свои опасения в разговоре с “Ведомостями” председатель “Техноинторга” Алексей Жидаков.

Дело в том, что к моменту заседания Девятого апелляционного суда “Техноинторг” провел тендеры на выбор двух генподрядчиков, с которыми Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации уже подписала контракт. Первый, на сумму 190 млн евро, – с компанией Bosch Rexroth на поставку технического оборудования. Bosch Rexroth была выбрана победителем среди еще двух претендентов – австрийской Waagner Biro и корейской Jass Tech. Второй контракт был подписан на проведение самой реконструкции с компанией “СУИпроект” (“дочкой” “СУИхолдинга”). Стоимость подряда составила 12 млрд руб. Компания победила в тендере, в котором кроме нее принимали участие компания “Напред” (Сербия), СУ-155, ФГУП специального строительства № 5 при федеральной службе Спецстроя РФ. Эту информацию озвучили представители Большого театра и дирекции на специально устроенной в марте этого года пресс-конференции по поводу реконструкции театра.

Тогда участники рынка предполагали: если решение суда Агентству по культуре оспорить не удастся, есть риск того, что заключенные контракты с генподрядчиками придется разрывать. Поэтому позже дирекция написала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа, который в апреле принял решение закрыть дело. Тогда же в Большом началась подготовка к реконструкции, и в начале июля театр закрыли, с тем чтобы открыть для зрителей через три года – в 2008 г.

Однако через полтора месяца после закрытия театра у заинтересованных ведомств вновь проснулся повышенный интерес к процессу его реконструкции. На этот раз свое сомнение в обоснованности расходов высказал министр экономического развития и торговли Герман Греф. На очередном заседании, посвященном Большому театру, он заявил, что считает стоимость реконструкции Большого завышенной. Напомним, что реконструкция театра должна обойтись бюджету в 25 млрд руб., т. е. почти в $1 млрд.

После заявлений Грефа Федеральное агентство по культуре и кинематографии решило проверить, насколько адекватны затраты на реконструкцию главного театра страны, и отправило на экспертизу смету расходов в 25 млрд руб. В качестве эксперта был выбран Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС). В Главгосэкспертизе, которая давала и техническое, и финансовое заключение на проект, уточнили, что цифра в 25 млрд руб. включает реконструкцию не только основного здания, но и складского комплекса на ул. Плеханова. Затраты на него оцениваются в 6 млрд руб. Так что на сам Большой, по данным Юрия Мельникова, замруководителя Главгосэкспертизы, приходится 19 млрд руб. Из них 7 млрд руб. – на контракт с Bosch Rexroth и 12 млрд руб. – с компанией “СУИпроект”, говорит Мельников.

Пресс-секретарь Агентства по культуре и кинематографии Наталья Уварова в разговоре с “Ведомостями” сказала, что ее ведомство заинтересовано в экспертизе не меньше чем МЭРТ. “Надо закончить разговоры о несоответствии расходов и приступить к работам”, – считает она. Между тем источники “Ведомостей”, знакомые с ходом процесса реконструкции театра, считают, что разговоры о завышенных затратах начались после того, как свои интересы в правительстве стала лоббировать строительная компания “Мабетекс”. Она в свое время получила от Управления делами президента РФ подряд на реконструкцию Большого Кремлевского дворца. Присутствовавший тогда на совещании у Грефа правительственный чиновник сказал, что “Мабетекс” особенно активно поддерживало Минкультуры. А представитель компании на том же совещании у Грефа предложил реконструировать театр за 9 млрд руб.

Правда, в пресс-службе Грефа версию источников “Ведомостей” отвергли. “МЭРТ не рассматривает “Мабетекс” в качестве фигуранта и не планирует пересматривать итоги проведенных тендеров”, – сказала пресс-секретарь Грефа Алла Борисенкова. По ее словам, Минэкономразвития на экспертизе не настаивало, но уже не один раз просило и подрядчиков, и заказчиков оптимизировать расходы на реконструкцию.

Те, кто участвовал в подготовке театра к реконструкции, считают происходящее политической игрой. По их мнению, обсуждать смету надо было до утверждения проекта. “Это же космический проект”, – удивляется сомнению властей один из участников реконструкции.

Проект предполагает, что кроме реставрации зрительного зала и усиления конструкций здания театр будет расширен за счет освоения подземного пространства под Театральной площадью более чем на 20 м – на пять уровней – вглубь под землю. Кроме помещений для технологического обеспечения сцены, которое, как считают специалисты, по оснащению сейчас находится на уровне XIX в., под землей будет построен концертный зал плюс буфет и гардероб для зрителей.

“Надстраивать и расширять пространство нельзя, потому что это памятник архитектуры”, – поясняет Мельников из Главгосэкспертизы. Хотя, по его мнению, затраты на проект уменьшить можно, но за счет сокращения объема работ. Например, можно отказаться от концертного зала под Театральной площадью и сэкономить на этом 15–20% средств, а это около 3 млрд руб. В “СУИпроекте” считают, что сокращение затрат даже на эту сумму может обернуться снижением класса применяемых инженерных сетей и уменьшением подземного пространства для технологических помещений.

Однако, пока участники реконструкции говорят о возможном снижении качества работы при уменьшении финансовых затрат, Федеральное агентство по культуре и кинематографии активно продолжает проверять финансовые и технические операции, связанные с реконструкцией Большого театра. В начале сентября руководитель агентства Михаил Швыдкой направил официальное письмо в Российскую академию архитектуры и строительных наук (РААСН) с просьбой провести техническую экспертизу проекта. Специалисты должны были рассмотреть все проекты реконструкции Большого начиная с 1999 г. и оценить их грамотность.

Делать на 10 лет или на 200 лет?

По мнению Азария Лапидуса, президента “СУИхолдинга” (генподрядчик реконструкции Большого театра), таким образом Швыдкой хочет доказать, что нынешний проект реконструкции – единственный возможный вариант сохранения театра в первоначальном виде. “Любой другой проект будет подразумевать неглубокую реконструкцию, после которой через 10–15 лет возможны оседания здания театра в той или иной зоне, и придется начинать реконструкцию заново”, – считает Лапидус. Это связано с тем, что Большой находится в русле подземных рек и из-за этого ведение строительных работ усложнено. “Большая часть средств уйдет на то, чтоб сохранить театр в хорошем состоянии еще 150–200 лет”, – указывает Лапидус.

Однако, несмотря на происходящую вокруг Большого театра суету, реконструкция главной сценической площадки страны идет своим чередом. “Из выделенных денег уже потрачено около 2 млрд руб.”, – добавляет Жидаков из “Техноинторга”, который проводил конкурс на выбор подрядчиков реконструкции. Сейчас театр освобождается от оборудования и уже начались первоочередные аварийные работы. В компании “СУИпроект”, ведущей генподрядные работы, оценивают нынешнее состояние здания Большого театра как катастрофическое. “При вскрытии мы не обнаружили ни одной живой стены – везде трещины. Думаю, что утрата несущей способности превысила 50%”, — говорит Лапидус.

На его взгляд, логика восторжествует и проведение экспертиз не скажется на ходе проекта. Результаты экспертизы должны быть озвучены в середине октября. Уварова говорит, что экспертиза сметы уже завершена, однако официальные результаты пока называть отказывается. “Мы скажем их, когда будет готова и техническая экспертиза”, – объясняет она. Но при этом добавляет, что у ЦНИИЭУС нет замечаний к бюджету расходов на реконструкцию. Следовательно, процесс реставрации нарушен не будет, обещает Уварова. Мельников же добавляет, что скорее всего самому проекту архитекторы тоже дадут положительное заключение.