Китайский банк бьет рекорды


Первичная эмиссия CCB в Гонконге (банк продал 12% акций за $8 млрд) стала крупнейшей в мире с июня 2001 г., когда свои акции на биржу вывела американская Kraft Foods (см. таблицу). Цена акции была установлена на уровне 2,35 гонконгского доллара ($0,3), при том что коридор был определен в 1,9–2,4 доллара. Инвесторы подали заявки почти на $80 млрд. Их не смутило даже то, что в первом полугодии 2005 г. сотрудники ССВ, согласно его проспекту эмиссии, совершили 39 уголовных преступлений (нанесенный банку ущерб оценивается в $11,3 млн), а в июне председатель совета директоров Чжан Энчжао был арестован по обвинению в получении взяток.

По итогам IPO рыночная капитализация CCB составила $66,5 млрд, что сравнимо со стоимостью французского BNP Paribas. В Азии CCB по этому показателю уступает только японским Mitsubishi UFJ и Mizuho Financial.

Проведя размещение, CCB установил еще два рекорда. IPO стало крупнейшим в Китае и в мировом банковском секторе. Для сравнения: американский инвестбанк Goldman Sachs в 1999 г. привлек в ходе IPO $3,7 млрд; на развивающихся рынках крупнейший банк Польши PKO Bank Polski привлек год назад $1,7 млрд, а пятый по величине банк Китая – Bank of Communications, вышедший на биржу первым из кредитных организаций Поднебесной, в июне этого года получил $2,16 млрд.

Интерес инвесторов к банковскому сектору Китая необычайно высок. С начала года иностранные банки и инвестфонды в качестве стратегических инвесторов вложили в китайские банки $15 млрд. В августе Bank of America и сингапурская государственная инвестиционная компания Temasek Holdings договорились вложить в ССВ $3 млрд и $2,4 млрд соответственно. Иностранцы рассчитывают принести в китайские банки финансовый и управленческий опыт и застолбить место в быстро растущем финансовом секторе до того, как в конце 2006 г. он будет полностью открыт для иностранных инвесторов. “Люди стали с большим доверием относиться к китайским банкам, – говорит Агнес Ден, управляющий портфелем Standard Life Investments в Гонконге. – Они ждут улучшения в вопросах корпоративного управления и управления рисками”.

Быстрое развитие экономики и сектора розничных банковских услуг должно помочь местным банкам, все еще отягощенным значительным объемом “плохих” кредитов, улучшить финансовое положение и обеспечить устойчивый рост бизнеса. Чистая прибыль ССВ, например, в прошлом году выросла более чем вдвое, составив 49 млрд юаней ($6,1 млрд). Кроме того, компании из других секторов проводят мало IPO, и инвесторы рассматривают банки как своего рода посредников, через которых они могут получить доступ к разным отраслям экономики, которая стабильно растет более чем на 9% в год. “Размещение ССВ закладывает основы для IPO других банков и дальнейшего развития сектора финансовых услуг Китая”, – говорит Гокул Ларойа, начальник отдела рынка капитала Morgan Stanley, который организовывал IPO вместе с China International Capital и Credit Suisse First Boston. В течение ближайшего года IPO планируют провести два крупнейших банка страны – Industrial & Commercial Bank of China (как ожидается, может привлечь до $10 млрд) и Bank of China.

С 2003 г. правительство выделило трем крупнейшим банкам $60 млрд на сокращение безнадежных кредитов. Из них $22,5 млрд получил ССВ. Сейчас доля просрочки у него составляет 3,9% от общего объема кредитного портфеля; средний показатель у коммерческих банков Китая равен 4,66%. (Использованы материалы WSJ.)