Политику делает зона


Ситуация обострилась после мятежа в колонии № 3 в пригороде Бишкека в четверг. Около 2000 заключенных взяли территорию колонии под контроль, требуя улучшения условий содержания. Мятеж продолжался до приезда депутата киргизского парламента Тынычбека Акматбаева: после его переговоров с лидерами заключенных бунт угас. В пятницу мятеж начался в колонии в другом пригороде. Акматбаев отправился и туда. Переговоры закончились перестрелкой, Акматбаев погиб. Мятеж прекратился после прихода в колонию премьера Феликса Кулова.

Убийство депутатов означает войну между двумя крупными криминальными группировками, говорит директор Института стратегических исследований при президенте Киргизии Валентин Богатырев. Брат Тынычбека Акматбаева Рыспек – лидер группировки, контролирующий курортный бизнес в районе озера Иссык-Куль, а обе восставшие колонии контролировались известным в Киргизии “вором в законе” Азизом Батукаевым. Группировка Батукаева действует в основном в Чуйской долине и, по сообщениям СМИ, занимается контрабандой наркотиков.

Борьба Акматбаевых и Батукаева длится еще с 1990-х гг., рассказывает Богатырев. Их противостояние не влияло на политику, говорит эксперт. На этот раз дело обстоит иначе: Рыспек Акматбаев прямо обвинил Кулова в гибели своего брата и потребовал его отставки. Несколько сотен сторонников Акматбаева разбили палаточный городок перед зданием парламента, заявив, что не уйдут, пока их требования не будут выполнены. “Ситуация достаточно напряженная – у парламента митингуют еще и родственники ряда депутатов, в основном с юга, в то время как население Бишкека скорее поддерживает Кулова”, – говорит профессор МГИМО Сергей Лузянин, наблюдавший митинг в Бишкеке. В киргизском обществе распространяется мнение, что группировка Батукаева связана с Куловым, а Акматбаева – с президентом, констатирует Богатырев. Однако, по его мнению, борьба криминальных кланов “никак не связана с политикой”. Депутаты призвали к проведению чрезвычайной сессии парламента и рассмотрению вопроса об отставке Кулова.

Как считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, президент заинтересован в ограничении влияния Кулова, но “окружение президента не готово к переходу премьера в открытую оппозицию”.