ВЕКТОР


Называя растущий интерес российских компаний к IPO бумом, эксперты явно не преувеличивают. С 1996 по 2003 г. IPO провели лишь четыре российские компании. В 2004–2005 гг. более 10 российских компаний привлекли $4,1 млрд во время первичных размещений на российских и иностранных биржах. Среди них АФК “Система”, “НОВАТЭК”, “Мечел”, “Пятерочка”, Urals Energy и др. О планах провести IPO в 2005 г. заявляли “Разгуляй-УКРРОС”, НЛМК, “Амтел ТМК”. В 2006 г. – “Роснефть”, “Копейка”, “Перекресток”, “Мир”, “М.Видео”, Магнитогорский меткомбинат, Ritzio и др.

Пока этот бум не добрался до банковского рынка, хотя ЦБ регулярно высказывает беспокойство снижением уровня капитализации своих подопечных и призывает банкиров активнее искать новые источники наращивания показателя. Даже среди крупнейших банков немногие пока заявили о планах IPO на ближайшую перспективу – в частности, Внешторгбанк и Росбанк. Но пока лидеры рынка раскачиваются, идея публичного размещения акций вдохновляет уже и более мелкие банки. На прошлой неделе “Юниаструм Банк”, занимающий лишь 110-е место по размеру активов, заявил о планах размещения на ММВБ и Лондонской фондовой бирже. Правда, “Юниаструм” собирается предложить рынку не свои акции, а бумаги специализированного банка, созданного им на базе собственной системы денежных переводов “Юнистрим”. По данным “Юниаструма”, оборот “Юнистрим” с начала года составил $600 млн, а к концу 2005 г. достигнет $900 млн. Создатели “Юнистрима” вынашивают весьма амбициозные планы по развитию сети приема переводов (с 80 до 1000 за два-три года), так что инвестиции будут весьма кстати.

“Дочка” на выданье

Госкомпании – дешевле

Мининформсвязи подвело итоги первого конкурса на оказание универсальной услуги связи. Речь идет о механизме, прописанном в новом законе “О связи” для телефонизации удаленных регионов, куда коммерческие операторы не идут из-за нерентабельности подобных проектов. Чтобы наладить связь и там, правительство обязало всех без исключения операторов перечислять государству по 1,2% от выручки. Эти деньги направляются в специальный фонд, из которого затем на конкурсной основе распределяются компаниям, обязавшимся за меньшую сумму оказывать населению “проблемных” регионов обязательный минимум услуг – сейчас он включает установку таксофонов и организацию пунктов коллективного доступа в Интернет.

Первым регионом, на который провели конкурс, стал Хабаровский край. Как и ожидалось, участие в конкурсе приняла “Дальсвязь” (дальневосточная “дочка” “Связьинвеста”), “Почта России”, “Мобиком-Хабаровск” (дальневосточная “дочка” “МегаФона”), “Глобал Телепорт” (“дочка” спутникового оператора “ГлобалТел”) и компания “Веб Медиа Сервисез”. Имена победителей также не удивили – право устанавливать таксофоны на деньги из фонда получила “Дальсвязь”, а пункты коллективного доступа в Интернет будет строить “Почта России”. Как сообщили “Ведомостям” в Россвязи, проигравшие участники запросили куда большие суммы. Видимо, схожая ситуация будет и на других конкурсах: сотовые и спутниковые операторы утверждали, что гораздо экономичнее обеспечивать удаленные регионы связью “через воздух”, без прокладки кабеля, но государственные операторы неплохо подготовились. Ведь операторы “Связьинвеста” несколько лет назад заключили с местными властями соглашения о телефонизации проблемных регионов в обмен на различные преференции, а “Почта России” уже не первый год реализует программу “Киберпочт@”, подразумевающую не что иное, как создание пунктов коллективного доступа на базе отделений почтовой связи.